Category: путешествия

конец, кольцо

Новости видео

На  нашем канале YouTube
три фильма из недалекого экспедиционного прошлого -
Полярное Кольцо 2011 (ЭЦ "Арктика", но лица те же)
"Вдоль польских кладбищ эстонской дорогой" - экспедиция "Путями Поморов", март 2012, совместно с ЭЦ "Арктика"
и Разведка "Пезского Волока" - Светлой Памяти Сергея Пиганова, выполнившего в июне  2012 -го для нас этот полет. Известие о его гибели застало нас в момент выхода на Волок в сентябре.

Еще немножко, и Олежка Тибет зальет. Аккурат  к выступлению...
конец, кольцо

Южная Америка, Эквадор. Гуаякиль.

в начало

27 июня. Мы в Эквадоре, на Галапагосских островах. И сегодня видели уже гигантских черепах. Но я опять опаздываю, поэтому должок за вчерашний день


Гуаякиль.

Наверное, приехав, я порассуждаю на тему ошибок в организации этого путешествия. Конечно, главная ошибка, о которой было известно заранее - чрезмерная насыщенность. Я многократно писал уже, что переполнение регистров восприятия нового в головном мозгу человека (ну, по крайней мере, нескольких конкретных человеков) наступает к середине - концу второй недели пути. У нас уже идет середина третьей, и начало путешествия воспринимается, как нечто давно прошедшее. Хорошо еще, что записки эти пишутся, можно будет перечитать и вспомнить, где ты, оказывается, уже побывал. Эта ошибка была из ряда осознанных; что делать, если кое-кому из участников не дают дробить отпуск. Я и так при планировании старался, чтобы нагрузки по мере приближения к концу отпуска постепенно снижались. Но были и непреднамеренные ошибки - так, я не смог купить билет на прямой рейс ТАМЕ из Кито в Каракас, взамен купил пересадочный через уже ставшую центром нашей вселенной Лиму, да еще и лоханулся, почему-то добавив ненужный перелет через Кито, вместо чуть более прямого Гуаякиля...
Это я к тому, что по прибытии из Лимы в Гуаякиль утром,
26 июня.
на огромном и новеньком Боинге 767, нас ожидало несколько дел сразу.
Выловить багаж. Как выяснилось, LAN-овцы сами не сильно понимают, куда можно, а куда нет пересылать багаж напрямую. На Галапагосы нельзя - в аэропорту Гуаякиля багаж должен быть проверен и опечатан властями национального парка. Так что, не забыв в нем зарядку для компьютера, мы бы могли запросто улететь на Галапагосы, оставив наши чемоданы сиротливо кататься по конвейерной ленте Гуаякиля. Сделано.
Зарегистрироваться на следующий рейс. Ни интернет, ни стойки самостоятельной регистрации этого сделать не дают. А ларчик открывается тоже просто - регистрация возможна только после регистрации в офисе национального парка с уплатой 10-долларовго билета. (Надпись на кассе - 50 и 100 долларовые купюры не принимаем). Да, забыл сказать. В Эквадоре в официальном обращении доллары США, так что, вроде, просто. Только имейте в виду, что размер трат в этой стране таков, что самой большой ходовой купюрой будет 20-долларовая. С 50- и 100- ни таксисты, ни торговцы лавочек и магазинов сдачи вам не дадут. Выход тут есть - можно снять доллары в банкоматах - они там заряжены двадцатками.
Попробовать в представительстве LANа убрать ненужный сегмент. Не получилось. Но времени на все про все потрачена уйма...
Гуаякиль (Гуаяквиль? - впрочем, вечный спор. Гуаякиль - устоявшееся название на русском; а, с другой стороны, город - вилль, на реке Гуаяс) расположен в устье реки, и главная его улица - набережная. Шоссе из аэропорта ныряет в туннели


под двумя холмами,
конец, кольцо

Земля Санникова, или «Фрам – имя ему»

Земля Санникова, или «Фрам – имя ему»
(часть 2 обоснования плана Большого Похода, или почему старт должен быть от Новосибирских Островов)

размышления накануне лекции в РГО.
В начало (часть 1, «Две встречи»).

Все полярные экспедиции в смысле достижения
 цели были неудачны, но если мы что-нибудь знаем о
 Ледовитом океане, то благодаря этим
неудачным экспедициям

Адмирал С.0.Макаров.


    Начну-ка я сразу с Нансена. Ну, назвал же я его связующим звеном… Все дело в том рисунке, который я привел в начальной части рассказа  о планах.

А это путь дрейфа знаменитого Нансеновского «Фрама» -
фрам.
   Разница только в точке Северного Полюса: у нас она нарисована на маршруте, а у Нансена – нет. Но я уже оговорился когда-то, что точка Северного Полюса, хоть она и является самой манящей, притягивающей всех путешественников, является одновременно и самой неинтересной из всех остальных точек Арктики. Это не я придумал – Нансен так считал, повернув покинувшую на второй год дрейфа «Фрама»  упряжку на юг, к Земле Франца-Иосифа, к месту той самой первой встречи с Джексоном на мысе Флора из «Двух встреч».
Collapse )

    Именно поиском пропавших экспедиций и будет диктоваться первый арктический полет Яна Нагурского. Впрочем, это уже следующая история
.
у друзей

Кругосветка "Пёзского Волока". Между 5-й и 6-й частями.(Зимник).

в начало процесса фильмопоказа.

Не-не-не. В Усть-Цильме всё прошло замечательно - расскажу буквально в следующем посте. А в этом хочется, пока помнится, снова проехать Ненецкий автономный округ и Коми широкой, похожей на, как мы любим, кольцо, дугой.

Зимник,
(как рассказик, вклинившийся в процесс переезда "передвижной кинобудки" из Нарьян-Мара в Усть-Цильму)



нмуц
Collapse )
И к 3-м ночи мы постучались в двери гостинцы в Усть-Цильме.
А в Усть-Цильме прошла одна из лучших наших встреч за время этой поездки с фильмом. Завтра расскажу, ладно?
конец, кольцо

У Попова в Кириллове, через год.


   Год примерно назад я писал уже пост с таким названием. А неделю назад,  съездив с Александром Поповым в Русаново, принял приглашение посетить и его мастерские в Кириллове. Потому что, ребята, Асташовский терем (а тут ссылка на сообщество в ФБ) собран. Вот так он выглядит на площадке

Collapse )
Подробный отчет – у Андрея, у него и за новостями следите.
конец, кольцо

По следу тамбовского волка. Один день в двух частях. 1. Ивановка

«В начале было Слово» (Ин. 1;1)

«И в мире нет истории страшней,
безумней, чем история России
».
 М. Волошин, поэма «Россия»
По следу тамбовского волка.
Один день в двух частях.


    Дорога сюда, на Тамбовщину, предполагает долгий разговор. Это первую сотню километров она – магистраль «Дон», плавными изгибами пересекающая подмосковные леса. Но вот вы переехали Оку, и вашему взгляду открываются бескрайние степные равнины. Магистраль, предназначенная не то для южного урожайного потока, не то для посетителей будущей олимпиады (ага, с платным кусочком, при въезде на который мы теряем 40 минут драгоценного времени, чтоб заплатить 30 рублей), остается  справа, и вы оказываетесь на самой обычной российской дорожке, ничем особо не примечательной, в меру колдобистой, в меру загруженной, пересекающей типично среднерусские поля, бывшие когда-то степями, и снова кое-где превратившиеся уже в ковыльную степь, а кое-где все-таки в меру обработанные и в меру разделенные сажеными перелесками…
     Поскольку езды нам предстоит пять с половиной сотен километров, то поговорить с собеседником есть о чем. А пейзаж за стеклом не сильно меняется, что рано или поздно, часу этак на шестом движения, неминуемо приведет вас к мысли, что это, похоже, и есть та самая средняя Россия, бескрайняя, и одновременно богатая и нищая. Особенно, если собеседник и попутчик ваш – лауреат государственной премии РСФСР, архитектор реставратор Александр Попов. Спасибо костромскому терему в Асташево, с Александром мы «на ты». И путь этот, знакомый мне до мельчайших километров с детства, я впервые проделываю, выступая не в роли ездока, спешащего на выходные из столицы на малую родину, а совсем наоборот, в роли столичного краеведа-любителя, улучившего шанс показать именитому реставратору свою, мало пока кому известную, жемчужину деревянного зодчества. Русановский Введенский Храм.

(фото, увы, не мое. Взял с "соборов" - http://sobory.ru/pic/15600/15603_20101027_234240.jpg)
Collapse )

Продолжение (2. Русаново) следует.
конец, кольцо

Южная Африка.Зимбабве, водопад Виктория.

В начало

9 января.


    Малюсенький аэропортик маленького городка Виктория Фоллс небольшой страны Зимбабве. Похоже, что ветрено, и полупустой  Боинг Британских Авиалиний отчаянно болтает, что садится он на большей, чем привычная нам, скорости. Но еще с воздуха видно облако  брызг вдали над ровной поверхностью буша.  Самолет подкатывается прямо ко входу в терминал.

Collapse )
****
    - Лорри, Вам нравится жить в Африке?
    - Очень. Мы африканцы!
    -А трудно жить в Африке?
    - Зависит... По-разному.
    - А в 90-х очень трудно было?
    - Когда Родезия стала Зимбабве? Нет, не трудно. Трудно стало в 2000-х, когда Мугабе решил всю власть прибрать к рукам. А таким ребятам умные не нужны. Когда стали менять конституцию, все были против. Из страны побежал весь цвет: врачи, учителя. Вот тогда стало трудно. Нет, не трудно, хотя не стало бензина, электричества, соли и масла. Страшно...
    - А сейчас?
    - Честно? Мы хотим, чтоб он поскорее умер....
****
Аэропорт Йоханнесбурга, вечер 11 января. За стеклом тропический ливень, и еще будет ночной полет над Африкой. Мы уже любим тебя, Африка!
конец, кольцо

Южная Африка, импровизация. Мозамбик и Свазиленд.

В начало

7 января.

  События этого дня в полной мере подтверждают исповедуемый нами принцип по-возможности избегать скрупулезного планирования маршрута.  Иначе тогда откуда взяться экспромтам? Вот, захочется вам вильнуть в неизведанную сторону, а у вас график... Сидя над картой в номере отеля Нумби в городе Хейзивью, мы недоумевали. От поиска зверушек голова просто пошла кругом, и из Парка Крюгера мы, считай, сбежали. Но я-то планировал на него потратить как минимум трое суток, да и езду я не предполагал такой быстрой. У нас в запасе 2 полных дня, и мы на самом востоке. Восточнее только Мозамбик. Каких-то две с половиной сотни километров до столицы - Мапуту. А вернуться оттуда можно через Свазиленд. Машина только прокатная, но попробовать-то можно?
    Дорога к границе с Мозамбиком идет сначала через плантации какого-то интересного леса, лиственного, но стройного, практически без сучков,

стоящего ровными рядами в квадратах - кварталах, каждый квартал - с деревьями одной высоты. Вот совсем маленькие посадки -  удивительно, что пни спиленных деревьев здесь не корчуют, а сажают новые саженцы рядом с ними. Сами не замечаем, как вкатываемся на территорию пограничного пункта. Тут дорога обтекает павильон с пограничниками и таможней, машину надо поставить и идти внутрь. У ЮАР все просто: штампики в паспорта, штампик в полученный на въезде "бегунок" - и счастливо. И никому дела нет, что машина прокатная... Я все же посмотрел еще вчера свой контракт с Европкаром. Там оговорена возможность выезда заграницу, в том числе и в Мозамбик, только надо было их письменно уведомить. Еще почитал у Винского, что в Лесото и Свазиленд народ ездил на обычных прокатных машинах.  Посмотрим. На въезде к мозамбикцам оператор шлагбаума снова выдает бегунок. остановиться надо у такого же  павильона посредине, только тут уже нет стекол и народу больше. А при остановке машину атакуют сразу три контингента. Большинству нужно просто уехать, и они слезно просят взять их  просто в кузов ( у нас же грузовичок!), называя братьями и сестрами. Ну, и правда, все люди братья. Вторые - менялы с огромными пачками денег. Стоило одного шугануть, как другие почтительно отошли и больше не приставали. А с третьим я пошел в павильон страховой компании и купил страховку. На просьбу дать документы на машину, я ответил что-то типа "они на стекле" (а на прокатных машинах в ЮАР техпаспорт действительно прилеплен на стекло, как наш талон ТО когда-то). Страховка от ущерба третьим лицам в Мозамбике нужна, стоит она 150 рандов, но никто ее потом нигде не спросит. Так что если получится послать этот контингент - можно15 евро сэкономить. Следующий этап - виза. Она нужна, но Мозамбик ставит ее по прибытии. Только стоит это 87 долларов. Платить можно рандами, евро, долларами и еще несколькими локальными валютами. Процедура серьезная - и анкету заполнить, и сфотографироваться (здесь же вэб-камерой) и даже отпечатки пальцев снять. "Пять минут", -  говорит офицер, и через полчаса приносит паспорта с визами. Надо сказать, красивыми...

 
Collapse )
конец, кольцо

Южная Африка. Парк Крюгера.

  В начало

5 января.

В парк Крюгера въезжаем через  ворота Крюгера (у местечка Skukuza) и... В общем, рассказывать тут нечего, нужно просто смотреть. Сначала на антилоп

и зебр (на первом же километре парка)
Collapse )

Пёзский Волок,рассказ-экспедиция. Окончание.




Окончание.


О, поселенья тихой грусти
Среди заснеженных равнин,
России милой захолустья,
Я не чужой вам, кровный сын.
*****
Я буду петь дороги наши,
Озера, реки и поля,
Людей, душой которых краше
Не знает русская земля.

Николай Окулов



     Вот и закончилось это путешествие.  Начавшись у впадения удивительной Пёзы в огромную Мезень-реку близ города Мезени,

закончилось оно  у впадения удивительной Цильмы в необъятную Печору у села Усть-Цильмы.

Путешествие длиною в восемьсот верст, три недели и одно тысячелетие, охватившее исторически один регион, входивший когда-то в одну лишь российскую губернию, но в столь разные, порой даже противоречивые ее части. Одно только сравнение города Мезени с превосходящим его вдвое селом Усть-Цильмой заставляет задуматься. Но путешествие, нитка маршрута которого вобрала в себя всю нашу тысячелетнюю историю. Может, поэтому мне так не хочется заканчивать этот затянувшийся многосерийный рассказ.
Collapse )


…Позабытые, но светлые
От простых своих забот,
Люди добрые, приветные,
Да хранит вас вечно Бог!

Николай Окулов.


Отсюда можно вернуться:

в Пролог
в часть первую (Вверх по Пёзе и Рочуге)
в часть вторую (Волок)
в часть третью (вниз, к Печоре!)
А можно начать с самого начала.
или даже с дневника самой экспедиции, передаваемого нами в интернет, где он был, или смс-ками со спутникового телефона. От стартового поста - просто листайте записи вперед.

А заканчивать-то и не хочется. «Что было, что будет…» Еще постскриптум будет, ладно? Но сразу, буквально 15 минут.