?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Активная фаза работ в Осташово
kvastravel
началась с субботника 3-5 июля.Я постараюсь подробно описать свои соображения именно здесь, а не в "Осташово", поскольку они во многом будут содержать субъективные оценки, с которыми другие координаторы могут не соглашаться, в том числе и диаметрально. Фоток нет - фотик по традиции лежит в Осташово, так что смотрите их  у Копанги  - они традиционно лучше. Сначала с самокритики. Организация субботника началась с подвоха. Изначально предполагался достаточно большой коллектив волонтеров (костяк которого состоял из участников архнадзора), и мы рассчитывали на большой автобус. Потом, подсчитав людей перед выездом и насчитав полтора десятка, переиграли на маленький. Маленький застрял в Краснодаре и не приехал. Большой обиделся и тоже не приехал. Спешные поиски накануне заставили обратиться в Ярославский Масло - Жировой Комбинат, к Андрею Коваленко, который является одним из двух людей, ни разу ни в чем не отказавших мне по жизни. Поскольку вторым таким человеком является Виктор Михалыч, (кстати, строитель,активно  включившийся в разработку плана консервации терема), автобус которого застрял в Краснодаре, то выбора не было. И нас повезло чудо советского автопрома системы ПАЗ, еще более чудесное, чем АвтоВАЗ, напрочь лишенное амортизаторов и возможности ехать быстрее 80 км\час (со слов, я видел 60). Я, кстати, тайно радуюсь, что эти два качества работают одновременно. Представляете, дорогие участники, что было бы с вами в этой же коробке на скорости 110? С другой стороны, вот так наш народ и ездит, так что приобщились. Плюс к этому экскурсия и ночное блуждание по Костроме - приезд состоялся в 10-м часу утра субботы. В это время Ирка получила в последний день перед отпуском жалобу на себя в департамент здравоохранения, драгоценные  два часа после работы оправдывалась за всю советскую  российскую медицину перед ее же руководителями, злая встала в пробку и приехала в начале 12-го ночи пятницы, на последних 100 метрах догнав Газель, отправленную мной с кроватями и холодильником, шкафом, полками, постельным бельем и прочей жратвой (и водой) еще с утра. Газель, кстати, с водителем Васей, сопровождает меня по жизни, первый раз перевезя еще в начале 90-х, и принадлежит все тому же Михалычу. К тому моменту, как у меня стали побаливать косточки, у нее провалился пол в кабине. Вася, кстати, чрезвычайно похож на Женю, водителя нашего чудо-Пазика, только постарше вдвое. Тоже из деревни, столь же добр и безотказен, и ехать может бесконечно, лишь бы скорость не больше 70. Только чуть по опытней, посему в Красное на Волге не заезжает. Попив чайку, Ира с Васей приступили к разгрузке транспорта (выносу шкафов, кроватей, расстилкой матрасов), и закончили это все к 3- полчетвертого ночи уже субботы. Крузак, кстати, мы тоже забили всем. Мешок картошки ехал на почетном переднем сиденье, пристегнутый ремнем. Из всей нашей компании повезло только мне,  поскольку я успел посмотреть, как голландцы сделали Бразилию, сесть в поезд и в 6 утра разбудить спавшую безмятежно целых два часа Ирку, вокруг которой кругами ходил Вася, бормоча, что ему бы обратно надо, но боясь разбудить. Вот так этот субботник и начался. Я все никак не мог понять, а че все таки вялые, а Ирка еще и злая? Теперь плюсы. Зиновьев сделал очень много. Прошел грейдером дорогу, она теперь проезжабельна (пока дожди не пошли). Включил воду. Она теперь в колонке, а не в речке или соседней деревне. Легализовал свет. Завез половину материала. Ну хватит  хвалить других. Дальше о  наших промахах. Большой субботник нам нужен был для расчистки завалов во всем доме. Но, когда мы показали план работ Абрадушкиным, старший, альпинист и спасатель, обозвал убийцей и потребовал, чтобы рядом дежурил санитарный вертолет. Тузов (реставратор и координатор фонда "наследие"), очень мягкий человек, покачав головой, напомнил мне, что мы, вроде, христиане. Михалыч, человек жесткий и прямой, назвал  уголовником. Все трое указали, что начать нужно с запретительной ленточки, которая и висит там, где они потребовали. Но расчищать стало можно три помещения (из восьми, всего там девять, одно мы с Иркой в прошлый раз почистили). Этому был посвящен первый день. Вечером была чудесная поездка в Чухлому, фотки и текст опять у Андрея.Слава Богу, Зиновьев сделал только половину обещанного т.е. не сделал беседку для отдыха (ну и ладно) и навес для деталюшек. Этому и был посвящен второй день. Подготовились мы к нему как обычно, т. е молотка я взял аж четыре, а вот лопата была одна - моя, джиперская. (Не могу не выступить в ее защиту. Очень удобная, что вы ее ругаете?) В результате копали по очереди ей и лопатой, сделанной Женей из штыка, найденного в соседнем доме и самодельного черенка, вычерпывая землю какой-то пластиковой мисочкой. Но так вошли в раж, что отказались уезжать в объявленные два часа дня, а сделать это хотели, чтобы успеть проведать соседний терем Погорелово и его хозяина Анатолия, которому мы везли еще массу полезных вещей. Я тем временем от безысходности продолжал валку деревьев, а девчонки, которым не хватило молотков и лопат, таскали стволы и ветки, пока не был построен навес. В конце рабочего дня оказалось, что число желающих уехать в Москву сегодня превысило число остающихся, и было принято решение выехать вечером, но через Погорелово. Хотя бы в четыре - пол-пятого. Когда выезд не состоялся и в пол-шестого, стало понятно, что заезда в Погорелово не получится. Ребята, Слава Богу! Мост через Вигу РАЗОБРАН! Вот бы вы удивились, протрясшись двадцать километров, а там дорожка не в пример  Введенской! Завтра Ирка повезет Анатолию цемент, газ, генератор, бензин через Чухлому, Судайский тракт, Серебряный Брод...Выезд случился в половину седьмого вечера. Стартовав через час к поезду, мы нагнали Пазик на полпути между Чухломой и Галичем. В Москве были одновременно - в 6 утра, я на Комсомольской, ребята на Алексеевской. Только я опять выспавшийся...
               Чуток выводов. Нас продолжает поражать отклик людей на эту безумную (на первый взгляд) затею. Такого количества людей, самых разных, проникшихся идеей помочь, я не встречал давно. У меня это второй опыт, сначала была Шотова, но там проще - это  храм. И местные очень чутки. Там, собственно, все местные и сделали, мы лишь внушили им, что не оставим, и слегка подтолкнули (моя теория волшебного пинка описана в Славянском кольце, в главе о России и послесловии, Шотова - лишь практическое подтверждение). А здесь... Мы, может, потому за это и взялись, что понимали, что это не храм, и стихийно никто его не будет пытаться сохранить. И нате вам. Получили отклик людей, прочитавших строчку в инете и приехавших за пятьсот верст на трясущемся Пазике кирпичи таскать.
         Это уже наш пятый субботник, если не считать одиночных наших выездов с Андреем, его женой и Ириной. Людей, побывавших здесь уже под полсотни. Это результат, поскольку одна из целей, которую мы ставили - максимально рассказать об Осташеве.
          Вот о дальнейших субботниках я поспорил бы. Субботники нужны, чтобы сдвинуть дело, разобрать подходы, разрубить лес. Когда много дурной работы, сделать которую можно лишь навалившись сообща. По-моему, сдвинули. Настало время аккуратной, прецизионной работы. Теперь нужна группка спецов, 2-3 человека, но постоянно, чтобы делать все аккуратно и по плану. В соседнем Введенском на церкви работает молдаванин, его помощник, да сам о. Варфоломей (тоже явление, монах, в прошлом музыкант, рок группа Форт Росс) им снизу ведра подает. А начал он уже при нас - второе лето трудится. Впечатляет? Это двое. Ну, если, каждый день. И в Шотовой у нас больше 4 человек разом не работало, если только не аврал - подъем крестов, или не субботник перед службой. И тут также. Субботники потребуются, вот укрепим башню, скинем сверху все готовые к полету свободно лежащие кирпичи - и мусор в большой комнате нужно будет разбирать, сортировать, выносить. Но не ранее прекращения полетов кирпичей. Не уголовники мы.И вокруг после разбора завалов ЗПД надо будет устраивать (были пионерами? Зона Пионерского Действия - это когда пионэры выстраиваются шеренгой и собирают все фантики на своем пути). Это и есть мое особое мнение - решение, проводить или нет субботники, будет принимать главная ставка. А я буду настаивать, чтобы массово, организованно, не проводить. Это не значит, что не надо приезжать - очень надо. Самим. Когда и как вам угодно. Для двух, трех, пяти человек работа всегда найдется - это вы видели. Даже если координаторов на месте нет - позвоните, спишитесь - вам откроют дистанционно дом и расскажут, что вы могли бы сделать. Ну а летом, уж в июле - точно, там кто-то будет. Еще я за это решение потому, что очень не хочется заниматься оргвопросами по приезду - отъезду, кормежке, перманентной доставке всех куда-то. На это тратится много нашего времени,(смотаться в Галич на машине - три часа. Я за это время могу свалить и распилить десяток бревен или вытащить десятка два ведер кирпичей). А если заказать хороший автобус из Москвы, то это, простите, две, а то и три недели постоянной работы бригады из трех местных. Конечно, мы будем пытаться искать автобусы заранее и давить на высокие чувства их владельцев, но Михалыч тоже не может возить всех за свой счет. Ну и еще чуть-чуть.
          Из пяти субботников это первый, на который приезжает столь разнородная группа. До этого костяк приехавших каждый раз состоял из монокоманды, имеющей общее, походно-экстремальное прошлое. Была команда альпинистов, команда джиперов, ездивших вместе в Тибет, команда костромичей - департамента культурного наследия, мотающихся вместе по урочищам Костромской губернии. Здесь тоже был костяк из Архнадзора, но это чуть другое, непоходное. У походников бытовуха решается просто. Либо назначается дежурные (у маленьких), либо, у более старших, каждый делает работу, которую видит, а потом все вместе отдыхают или "Россию спасают". Мы последние лет тридцать так и живем, избалованы этим. Поэтому нам не хотелось бы тратить время на всю эту организацию  - бытовуху. А то придется нанимать поваров и посудомоек. Мы это сами делаем и тех, кто приезжает, призываем поступать также, поскольку все в одних условиях, все приехали работать и все за свой счет. Мы почаще бываем, поэтому просто лучше знаем, где что лежит.
         Поэтому субботники будут. Массовые - чуть позже. Объявим, когда понадобится действительно много народа, думаю, ближе к осени. А пока просто приезжайте, искренне рады видеть каждого в любое время.  Сам факт вашего приезда нам радостен. Но раз уж едете, то пойдите чуть дальше и постарайтесь своим приездом не оторвать уже приехавших от их дел. Садитесь "на хвоста", подгадывайте транспорт, будьте готовы, увидев, что нет ужина, взять и сделать его или просто посуду за всеми помыть. Но это я так, брюзжу, потому как без пяти минут дед.
        Пока писал, пришло инфо из Костромы. Департамент Культурного наследия денежку нашел. Целевую, небольшую, не скажу какую, пока, чтобы не сглазить. Эх, как сказал Можаев, еще бы до Погорелово руки дошли...


  • 1
огого, как же так а я все пропустила((

Ничего не пропустила. Но автобус из Сиднея в Осташово точно организовать не сможем. Даже ПАЗик.

нащёт того что Женя безотказен это кстати устаревшая информация. поэтому я прям долгом считаю собрать минимум тех людей что были ещё раз чтоб заодно показать им обещанные Кострому и Погорелово (мост авось же починят когданибудь?)
так что как будет пора - сразу свисьтите))

Разобрали - понятно зачем. Чтобы починить. А вот ответ, зачем собирать, не столь очевиден. Впрочем вероятность, что соберут - больше половины. Про Женю - не обладаю всей информацией. Только из личного общения.

ну его просили и просто хором умоляли завернуть в Кострому хоть в виде минутной обзорной автобусной экскурсии, а он рогом упёрся, было крайне неприятно, а в Москву в результате въехали в полшестого, делов-то.

вобщем приедем ещё)

Эххх. Там через центр даже ближе... Ну зато повод есть.

дык мы и ехали через центр, только сразу на мост, чтоб обломнее))

слушай он (Женя) был в панике что въедет в пробку в Москве. я его понимаю. зазор с пробкой у нас вышел час... он разумно был против риска.

тогда надо было заранее людей предупредить, а то они ждали ж. да и вобще можно было в 15 минут уложиться, хоть без высадки

хотя я понимаю что все бы начали пищать "остановите на одну минутку", я первый)
но тем неменее.

ладно, в другой раз!

эээээ мы что еще и мост делать будем???? хотя чессно говоря надо просто прокатить грейдер по лесной дороге в Погорелово... будет нормальный подъезд тогда - брод не надежен.


по субботникам точно надо будет мусор массово выгребать и территорию благоустраивать. в основном как ты сказал - остальное лучше точечно. я приеду если радикулит совсем не замучает на 4 дня в середине июля с 2 друзьями. планы были кроме работ еще съездить в музей в Чухлому, сделать стенды наконец и зафотать 3-4 окрестных памятника в деталях которые еще не видели.

по деньгам расскажешь в личку чего да как?

Да, Гольцовскую дорогу привести в порядок, и никакой брод не страшен. Только она лесовозная, ее бить каждую осень / весну будут. В личку отписал. Кстати, а у кого есть профессиональная видеокамера? Сейчас обсуждается вопрос облета теремов на ЯК-18, вот бы сверху это все отснять? Лучше с оператором...

  • 1