kvastravel (kvastravel) wrote,
kvastravel
kvastravel

Category:

Кругосветка "Пёзского Волока". Между 5-й и 6-й частями.(Зимник).

в начало процесса фильмопоказа.

Не-не-не. В Усть-Цильме всё прошло замечательно - расскажу буквально в следующем посте. А в этом хочется, пока помнится, снова проехать Ненецкий автономный округ и Коми широкой, похожей на, как мы любим, кольцо, дугой.

Зимник,
(как рассказик, вклинившийся в процесс переезда "передвижной кинобудки" из Нарьян-Мара в Усть-Цильму)



нмуц
Если кликнуть на карту, то попадете в Яндекс, где с ней можно поупражняться. Да, такое вот исключение из зимних дорожных правил, гласящих, что зимой добираться до точек легче. Путь этот, как я уже посетовал, составил около 900 километров и 18 с половиной часов, вместо положенных 300 километров вдоль Печоры (или по, если летом), длящихся от 5 до 7 часов.
Н-М-У-Ц1
(и тоже на картинку можно кликать). Самое интересное, что первая точка изгиба (после верхней точки, старта, соответствующей Нарьян-Мару) на обеих картинках приходится на пункт с названием Харьяга. Но на короткой дороге от Нарьян-Мара до Харьяги только снегоходка, и можно было бы рассмотреть доставку нас на "буранах " до Харьяги, где цилема готовы были нас встретить. Но мы выбрали круговой путь, и не пожалели.
Старт состоялся в 7-15, дорожка пошла по улицам Нарьян-Мара через поселок Искателей, большинство двухэтажных бараков которого обшиты утеплителем и панелями, несмотря на скорый, согласно программы переселения из ветхого жилья, снос.

Но не все.

 За бортом - за 20, и дорога, минуя "пригородный" низкорослый лес,

быстро приводит нас в тундру.

Целых восемьдесят километров она еще дорога, и даже с асфальтовым покрытием, невидным, впрочем, за покрытием ледяным

и поземкой.

Первые буровые встречаются уже здесь,

Но 80 километров пролетают быстро. Все, "свертка",

и нам на Усинск

Это уже зимник, длиной 250 километров, представляющий собой залитую замерзшей водой дорожку по тундре

Не бойтесь, все 250 километров я описывать не буду, на это ушло бы часов пять... Но есть интересные моменты:
- Зимник  - федеральный. Технология его формирования похожа на заливку катка, только сначала бульдозеры сгребают снег и утрамбовывают его, а потом по полотну идут "бочки", поливая все это  водой из ручьев. За ними огромные "Кировцы" тащат "гитары" - сваренные из нескольких скрепленных между собой труб конструкции.

В этом году снега мало, поэтому подложка получилась неровной, ямно - бугристой, и скорость по дороге держать сложно.

Да и скользко, но и "улететь" тоже некуда,

разве что на спуске- подъеме в возникающий ниоткуда ручеек с крутыми берегами.

На таком месте обязательно дежурит бульдозер, готовый вытащить любой тяжеловоз,

причем совершенно бесплатно - это входит в обязанности содержащих зимник дорожников. Вскоре после выезда на зимник видим их базу - как раз вблизи ручейка,

из которого они берут воду для заливки "катка".

Проходим брошенную скважину еще советских времен, представляющую собой лежащую буровую,

окруженную грудой мусора

с охраняющими все это рядами пустых, похожих на кресты, столбов.

Ладно, сгустил краски. Очень скоро начинаются действующие скважины,

и появляются трубы нетепроводов,

а движение увеличивается, поскольку к полноприводным дальнобойщикам, 80 процентов которых едут на Камазах, а оставшиеся 20 - на Кразах и Уралах (правда-правда, первую грузовую иномарку увидел лишь на выезде с зимника), добавляются полноприводные же вахтовки.

Ну вот. Нфтяная стратегия в действии...

Их много тут, разных, хотя Лукойла, пожалуй, гораздо больше остальных вместе взятых.
Вдруг на стекло начинают лететь брызги... Ага, дорожники в действии. "Аннушка масло уже разлила" - незамерзшая дорога становится еще более скользкой, и вскоре догоняем идущую перед нами "гитару".

К часу дня мы проходим зимник, конец которого обозначен как  КПП на выезде, где водителю надо выйти и записать себя в амбарную книгу,

а саму дорогу охраняет управляющий шлагбаумом "толковый" оператор

Это уже царство нефтяников - хитросплетения труб, стекающихся, по принципу кустов, к большому комплексу, откуда выходит уже труба большего размера,

И из ленты "тундрового катка" очень постепенно, волнами и провалами, рождается отсыпка, называющая себя дорогой, обретающая к тому же характерное для севера покрытие из неплотно уложенных, просевших над трубами и разъехавшихся бетонных плит. Останавливаемся на обед на базе

нашего провожатого и неоценимого помощника Ильи Волкова.

Бизнес этой базы прост - площадка для складирования заказанных нефтяниками товаров, склады, погрузчики, вертолетная площадка, и строящийся к ней "аэропорт".

Таких площадок тут много -

поскольку нефтяников тоже много.

Зато здесь начинает появляться первый лес, а, значит, мы уже не в тундре.
Но следующий кусок дороги, почти до Усинска, запомнится нам не обилием нефтяных скважин, венчаемых даже перерабатывающим заводом "Тоталь",

не стеллой - шариком, означающим пересечение Полярного круга

но до сих пор подергивающимся подбородком и подрагивающим веком в такт подпрыгивания машины на стыках бетонных плит, как-то некачественно залитых в этот раз Дедом Морозом. У Усинска следует поворот направо, и мы, избавившись от стука колес, летим по прямой, как стрела,

дороге на Печору, понимая, что потерянное на зимнике и плитах время нам уже не нагнать. Вон она, Печора, вдали,

но пересекаем мы ее в полных сутеменках...



И снова прямая, как стрела, дорога, теперь уже вдоль Печоры вверх по ее течению.

Представляете, каково это, торопясь, нажимать на педаль газа и ехать вверх по Печоре, понимая, что нужно-то вниз? Последнее, из-за сумерек, фото этого дня сделано на повороте с трассы, идущей вдоль Печоры, на недостроенную, спрямленную (ой, состыкованную) зимником дорожку вдоль воркутинской железки, в сторону знакомой уже трассы на Ираёль.
Это знаете, что Олег делает?

Это он возвращает к жизни единственный оставшийся в машине съедобный предмет - сникерс - растаявший в закоулках согретого печкой бардачка... Не пытайтесь искать в Коми открытый магазин после 20-ти - гораздо больше шансов найти на Пёзском Волоке вагон с золотом Колчака.

   Потом была дорога вдоль железки. Недостроенная, и оттого уходящая в такие узкие, петляющие между столбами, деревъями и оврагами серапнтины, что приходилось останавливаться при каждом встречном разъезде. А потом - газ в пол при выезде на прямую, залитую идеальным льдом, сгладившим все ее неровности, дорогу Ираёль  - Ижма, что от счастья мы заблудились в последней. И слава Богу, что в Ижме есть прохожие в час ночи, которые не боятся подходить к одиноким машинам с тремя угрюмыми личностями внутри, и объяснять дорогу. А потом мы дважды промазали в поисках съезда на лед Печоры. И слава Богу, что все две машины, ехавшие вскоре после нашей ошибки нам навстречу, остановились на нашу просьбу. Да, в Коми все машины останавливаются при виде включенных авариек и предлагают помощь. А еще в Коми все грузовики уступают дорогу или останавливаются при обгоне или встречном разъезде, и помогают поворотниками обгонять. Не забывайте только говорить спасибо.
И к 3-м ночи мы постучались в двери гостинцы в Усть-Цильме.
А в Усть-Цильме прошла одна из лучших наших встреч за время этой поездки с фильмом. Завтра расскажу, ладно?
Tags: Коми, НАО, Пёзский волок, по России
Subscribe
promo kvastravel january 15, 17:01 1
Buy for 10 tokens
Есть. После некоторого дружественного футбола (зачеркнуто) обмена мнениями с издательством, книжка "Были и небылицы" (Серия "Мои Кольца. Мозаики") опубликована в Ридеро, Там она уже есть и ее можно купить, а в Литресах-Озонах-Амазонах и прочих апсторах появится через недельку.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments