kvastravel (kvastravel) wrote,
kvastravel
kvastravel

Category:

Пезский волок. Рассказ - экспедиция, Начало: Вступление и Пролог - 1.

Да, начинаем. В этот раз нету мочи терпеть - буду выкладывать части по мере написания. Начинаем.


маме…


Пёзский Волок.




Иллюстрированный рассказ-экспедиция, с претензией на определенную неопределенность, требующую продолжения.




Август - сентябрь 2012, 



Мезень – Печора. (г. Мезень – д. Бычье – р. Пёза – р. Рочуга – Пёзский Волок – р. Чирка – р. Цильма – с. Усть-Цильма).


4 участника + 2 мезенских проводника + 1 проводник  цилемский.


Автотранспортом до Бычья; по Пёзе, Рочуге и Цильме – лодка проводников и плот с квадроциклом; Квадроцикл  с резиновой лодкой на прицепе через Волок; резиновая лодка и плот с квадроциклом  по Чирке и верховьям Цильмы.






итак




Пёзский Волок.



Здесь, среди лесов лохматых, 
Наединке с болью, грустью
В стариках живет горбатых 
Всё, что раньше звалось Русью.

Николай Окулов.

Вместо вступления. Знакомство.



    Собственно, первое знакомство уже состоялось. Автор вынесенного в качестве эпиграфа четверостишия – Николай Федотович Окулов – наш мезенский проводник.

Это из Окуловского "ВКонтакте". А следуещее - из моего альбома


Журналист, краевед, немного авантюрист и потрясающий знаток и рассказчик. Между прочим, проводник и предыдущей, 1992 года, экспедиции «Ушкуйники» к этому Волоку. Его я буду тут ещё много раз поминать и цитировать, так что, Федотыч, икай.

        Его друг и напарник Олег Александрович Коткин, тоже житель Мезени (мещанин; не пугайтесь, курсивом я буду стараться выделять этакие словечки – типа наедИнке в эпиграфе – может, и понятные обывателю, но в тех краях, о которых пойдет речь, имеющие некий особый смысл или оттенок. Это и элементы поморской говОри – северного диалекта, о происхождении, значении и назначении которого мы поговорим еще в своём месте и  в своё время. Но и просто такие общепринятые слова, как  мещане. Мещанин в понимании здешнего люда – это просто горожанин. А поскольку на полтыщи… больше… верст вокруг город тут один – Мезень, то мещанин = житель Мезени).

Олег Александрович, несмотря на свое мещанство, потомственный рыбак и мореход, поэтому я периодически буду разбавлять, по мере повествования, свой скупой и сухой язык километров его чудесными рассказками о всегда удачно заканчивавшихся похождениях в Белом Море. И не только Белом, поскольку Олег долгое время был штурманом дальнего плавания, прошедшим например, Атлантику вдоль. Поэтому он сразу оказался на одной волне с Серёгой Лунёвым, прошедшим Атлантику поперёк. Это я вас начал знакомить с основным нашим составом.

      Да. Сергей Лунёв. Рыбак и охотник, но в отличие от первых двух – любитель. Яхтсмен, джипер, завсегдатай троффи- и ралли- рейдов. 

Но когда у него глохнет двигатель (на яхте, Дефе, резинке или бензопиле), вместо традиционных русских «ЁЁЁ»  в эфире звучит: «Димон?!»

      Димон отвечает ему тем же – проходя  на первой лодке проводников крутой поворот Пёзы или Рочуги, Димон запросто может крикнуть идущему сзади на резинке Сереге в рацию что-нибудь типа: «Правый шестой!» *

     Димон – Дима Кутало. Кудесник всего, что движется, сжигая топливо внутри. Идеолог квадроциклов, прицепов и всего, что заставляет это перемещаться. Готов пилить, варить и заводить, лишь бы не нести на себе. Настоял на том, чтобы оставили байдарку. На куртке у него написано «catch the wind!», что единогласно переведено участниками, как «тренер винта».

Но подтрунивать над Димкой я бы поостерегся… ну не то чтоб мы боялись… опасались мы, без байдарки-то… Подтрунивать мог Олежка.

      Олег Кажарский – альпинист, полярник, в недалеком прошлом коллега  Димона по Северной Земле, посему он  мог без последствий грозно  осадить закуривающего Димку: «А Честер любит Читос?». Еще Олежка снимает  видео. Видео уже давно привыкло, что его на третий день пути роняют в воду,  уже не обижается и на шестой снова начинает работать. А что обижаться? Все знают эту особенность, и кто-нибудь обязательно даёт Олежке на это время запасное видео.
       
      Ну и ваш покорный слуга.

Назвал себя координатором похода, поскольку первым произнес вслух «Пёзский Волок» - фразу, висевшую в воздухе после зимних «Путей Поморов».
А все мы  - одна команда.
И в Тибете,

И на Севере зимой.

И тут Команда.
(Из ВКонтакте Окулова).
      В том смысле, что командовать как раз некем – тут все сами знают, что, когда и кому делать. А мне остается только писать отчеты и выступать на пресс-конференциях.
     Мезенские проводники подняли нас вверх по Пёзе и Рочуге до Волока. Волок мы прошли вчетвером, а в среднем течении Цильмы, где в нее впадает приток Косма, нас встретил седьмой персонаж экспедиции, балагур, охотник, рыбак, а по утрам (с 3 до 6 часов, примерно) еще и поэт, гармонист и во весь голос певец; любимец студенток первых курсов геологических факультетов и их профессоров-наставниц,  Толя Попов.

      Характеристику Толе здорово дал порекомендовавший его Николай Канев, незаменимый наш помощник со стороны Печоры: «Знает про Цильму все, хорошо (и много) говорит». Но о нем в соответствующей части. И, пожалуй, в конце будет и глава «благодарности» - много их…
* «правый шестой!» - указание штурмана пилоту во время ралли; направление поворота и степень его крутизны

Пролог -1. Идея и подготовка.

    В марте этого года, 21 числа, при попытке перейти по снежным надувам Пинегу у с. Труфанова к Чикинскому Погосту, окончательно «крякнул» злополучный вал головного вездехода экспедиции «Путями Поморов». Не буду повторяться – мой дневник той экспедиции лежит в сети.  Но та экспедиция спровоцировала целый набор разнонаправленных интересов и любопытств, которые, помноженные на нашу общую любовь к Северу вообще и архангельским краям в частности, и привели сначала к тому, что появилась серия очерков «Нулевая верста». В ней мы попытались определить, что же это за пути такие, откуда и куда они вели.  В процессе этого определения, рисуя на картах все дальше и дальше пунктиры и линии путей, по которым шли и шли поморы, мы, как люди больные, помешанные сами на процедуре перемещения  в пространстве, оказались просто шокированы размерами этого явления – движения поморов по свету.  А потом, когда один из пунктиров развернул глобус в моем домашнем кабинете на 180 градусов и остановился на Калифорнии, я, видимо в сердцах, крутанул его обратно, к первоистокам. Первым действительно серьезным, трудным и по сложности его достижения, и по сложности его преодоления, долгим и по времени существования, и по времени прохождения, волоком на пути от Пур-Наволока и до Форт Росс, а значит, самым важным, показался Пёзский Волок.  Тогда, видимо, я и воскликнул эту фразу, «Пёзский волок!!!», и укатил в Калифорнию смотреть, до чего  пути довели поморов, придумав при этом легенду для семьи, что везу их смотреть Америку. А когда вернулся, все уже было практически готово, будто ребята только и ждали, чтобы кто-нибудь в двух словах сформулировал общее желание.
   
      Ладно, смеюсь. Калифорния ни при чем. А вот то, что Пёзский Волок - основной элемент пути из Новгорода и Холмогор в Югру, Пусту и Мангазею – очевидно. Но об истории Волока мы поговорим ещё… Никогда мы не готовили поход так тщательно, как в этот раз. От корки до корки прочитаны и обсуждены были  описания Шренка, прошедшего в 1837-м Пезским Волоком, местом, «к которому стремится каждый путешественник, находящийся между Мезенью и Устьцыльмою» (Александр Шренк, Путешествие…, по изданию СанктПетербург, 1855, стр 152). По предложению Николая Окулова, уже договорившись с ним о том, что он станет нашим проводником, мы повстречались с Николаем Анатольевичем Окладниковым, прошедшим Волок с экспедицией «Ушкуйники» 1992 года, подружились с ним и перечитали его дневник: «На всем протяжении водно-волокового пути наиболее трудным был переход с Мезени на Печору, особенно переход через 15-километровый волок…» (Н.А. Окладников, «Древним Волоком к Пустозерску», по книге «Ненецкий край сквозь вьюги лет», Архангельский ПГУ, 2000 г.) А в довершение всего мы провели еще и авиаразведку  всего пути. Спасибо Авиасервису в целом, а также летчикам Сергею Дитятьеву.  И Сергею Пиганову, Вечная ему Память,  погибшему в катастрофе Як-18Т в то время, когда мы выходили на  Волок… По результатам авиаразведки и был составлен маршрут и график движения.


(вот ссылка на карту с нарисованным на ней маршрутом)
    А вот выбор техники был не столь однозначен и единодушен. Сначала споры велись вокруг применимости сухопутной техники вообще. Ваш покорный слуга долгое время не хотел ничего обсуждать, кроме байдарки, разве что трансформировать ее в катамаран.  Даже на фитнес хотел записаться, в знак готовности тащить 15 км волока на себе разные грузы. Но, поскольку занятие в свободное время физкультурой оказалось непосильной задачей, пришлось согласиться с квадром и прицепом.  А когда наш хороший друг, А.Б., предоставил нам квадр, причем какой нужно (Ямаха Гризли 750, полноприводный, с пониженным рядом), то ничего не оставалось сделать, как мне – сдаться, а Димону и Олежке - придумать  для него плот. Тут и пригодилось упоминание катамарана. Плот – из баллонов ката «Вольный Ветер», рама которого была усилена,  на нее поставлены колеса от такого же квадра, съемное дышло, а на сам квадрик установлены сцепное устройство и лебедка. Еще на плоту  был предусмотрен транец под мотор, куплен для этого 3-сильный движок «Ямаха», а квадр был укомплектован болотными расширителями колес J-Wheels. Потом уже, в процессе движения, на передний багажник квадроцикла был присобачен кофр с бензопилой, и это, я хочу вам сказать, совершенно уникальное транспортное средство. Полноприводный квадр с лебедкой, болотными расширителями колес и бензопилой может проехать абсолютно везде. А если он с прицепом – плотом от ката, так и проплыть, так что, забегая вперёд, считаем, что родили совершенно универсальный способ передвижения. Хоть в кругосветку.
    С выбором лодки оказалось еще сложнее. Чуть не подрались, выбирая.  Но остановились, таки, на надувнушке Корсар, 4,3 метра. Когда спорили, какой мотор брать для нее, пришла первая неприятная новость – у Окулова накрылся его любимый «Нептун» на «ракете» (да расскажу, расскажу еще, не торопите!) Правда, у него есть два «Ветерка»… Вот и решение. Везем Николаю 15-сильную «Ямаху», а в качестве частичной оплаты забираем «Ветерок» на резиновую лодку.  Дальнейшие события покажут, что с моторами, не имеющими в своем названии слова «Ямаха», мы ошиблись.  Кстати, а Ямаха нас не читает? Самое употребляемое слово на этой странице. Как-то даже обидно… впрочем, Димон подверг тюнингу и Ямаховский мотор, так что тот стал называться теперь «Димаха».



Продолжение (Пролог – 2. Доездинг. А также  настроинг и параллелинг) следует...
Tags: Архангельск, Пёзский волок, кольцо, по России, путешествие
Subscribe
promo kvastravel january 15, 17:01 1
Buy for 10 tokens
Есть. После некоторого дружественного футбола (зачеркнуто) обмена мнениями с издательством, книжка "Были и небылицы" (Серия "Мои Кольца. Мозаики") опубликована в Ридеро, Там она уже есть и ее можно купить, а в Литресах-Озонах-Амазонах и прочих апсторах появится через недельку.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments