Previous Entry Поделиться Next Entry
Пёзский Волок. Тестирование плавсредств и предварительная информация.
kvastravel

Тестирование плавсредств состоялось в минувшее воскресение, на карьере вблизи Сергиева Посада. Команду нашу сопровождали сочувствующие, с детьми, арбузами и квадроциклами, поэтому тестирование приобрело вид и статус семейного отдыха.

Первым делом собираем плот-катамаран



и спускаем его на воду.

Тащусь от следующей фотографии. «Дорога в небо», нет?

Плот на воде. Теперь на него надо погрузить другое транспортное средство – квадрик.

Как? Да просто заехать.

Теперь отпускаем натяжение монтажной ленты

и плот готов к плаванию.

Можно заняться сбором второго средства

Это устанавливаются стрингеры… А вы что подумали?

Лодка собрана. На воду ее.

Плот с квадроциклом уходит, тем временем, в автономное плавание…

Ну что, пошли?

Попытка нагрузить разные стороны плота разными членами экипажа перерастает в банальное купание.

Но перевернуть плот не удается. Принято.

Остается загрузить детей и квадроциклы в машинку. Как? да так же, как и на  плот.

Как вы думаете, сколько квадриков могут войти в «Газель»?

Ага. Если с плотом, лодкой, двумя моторами – то 4.



А теперь к серьезному. Вот это и было раскрытие некоей «псевдо»интриги относительно техники прохождения волока. Итак.

Состав экспедиции – 4 постоянных участника.



Мы сто лет знаем друг друга, прошли вместе в 2007-м Тибет на джипах, в прошлом году трое из нас были в экспедиции «Путями поморов» Экспедиционного центра «Арктика». Эта экспедиция и натолкнула нас на мысль сделать программу «Путь в Мангазею», состоящую из нескольких этапов. Первый из них – «Пезский Волок», Мезень – Усть-Цильма – Пустозерск. Но философия этой программы слегка отличается от философии ЭЦ «Арктика», остающегося, безусловно, дружественным, и даже братско-отцовским для нас, но все же чуть другим. Дело в том, что экспедиции «Арктики» имели основной целью всё же подготовку к арктическим зимним переходам на специально созданных для этого вездеходах. В «Пути в Мангазею» же основной, определяющей целью является именно сам этот путь, изучение его в наиболее доступное и открытое, а значит, бесснежное время года. И этой цели подчинено все остальное планирование, в том числе и транспорта. Тут бы возразить, что проще всего было бы волок пройти на байдарке, взяв в сопровождение местных, но мы же смотрим дальше – ведь в Мангазею надо потом, в следующих этапах, идти по Печоре вверх, по Усе, волоком Через Камень, Обской и Тазовской губой… И хочется ехать, а не тащить байды на себе. Вот и родилась такая конфигурация:

                Плот – трансформер на базе катамарана с рамой для установки квадроцикла. В водном состоянии на плот установлен 3-сильный двигатель «Ямаха», позволяющий автономно идти вверх по узким участкам. На широких участках плот может буксироваться основной водной «лошадкой» - надувной лодкой «Корсар» под 8-ми сильным мотором. Но мы не отказываемся, более того. ищем и подбираем себе проводников из местных жителей. Поэтому по Пёзе и Рочуге вверх нас будут сопровождать проводники из Мезени на собственной лодке, под мощным и быстрым мотором, которая и послужит буксиром ровно до того места, докуда эта лодка сможет подняться. В нынешних условиях мы рассчитываем, что до самого волока. Тогда проводники смогут помочь нам пройти волок, после чего уйдут вниз по Пёзе. На волоке плот, вернее, его рама, трансформируется в прицеп, который, после погрузки на него всего нашего скарба, будет буксироваться квадроциклом, оборудованным лебедками, по сухим и заболоченным участкам волока. После волока мы продолжим автономное плавание вниз, по Чирке и Цильме, до устья притока Косма, где нас будут ждать цилемские проводники, чтобы вместе исследовать район древних медных рудников, а потом вместе спуститься до Усть-Цильмы. Если такая конфигурация транспортных средств окажется жизнеспособной (а после испытаний нет в этом особых сомнений), то она будет применена и к более сложным условиям Чрезкаменного волока последующих этапов.

                Теперь о графике. Транспорт («Зеленый») с лодкой, плотом, квадром и остальным снаряжением уходит из Москвы 21 августа.  23 августа нами согласовывается пресс-конференция в Ломоносовском зале Архангельского краеведческого музея, ориентировочно, на 12 дня, чтобы к ночи быть в Мезени. 24 августа мы проводим день в музее Мезени, после чего автотранспортом выезжаем в Бычье – крайний населенный пункт на Пёзе, связанный автодорогой с Мезенью. 25 мы встаем на воду. Дальнейший график нет смысла тут приводить, лишь реперно: Прохождение волока должно произойти 1-3 сентября, 4-6 сентября нас встретят Цилемские проводники, после 12 мы будем в Усть-Цильме, и 14-15, посетив Пустозерск, появимся в Нарьян-Маре. Это оптимистический план, пессимистический сдвигает последовательно все даты к 25 сентября в Нарьян-Мар.

                У нас будет связь с внешним миром посредством спутникового телефона, с которого мы планируем вести репортаж в виде коротких сообщений, которые будут конвертироваться и выкладываться в этом журнале и, возможно, на создаваемом ресурсе Фонда «Русь Исконная», экспедиционный центр которого выступит «крышей» нашей программы. Не стоит пугаться названия – Фонд, совершенно частная структура, созданная когда-то участниками этого похода и их друзьями в попытке привлечь к финансированию интересных акций кого-то, кроме себя любимых. Собирать внешние деньги пока не особо удается, тратить же получается. Фонд самостоятельно финансирует восстановление Покровского Шотовского храма на Пинеге в с. Шотовой, о чем можно посмотреть в этом журнале по тэгам «Шотова». Еще фонд принимает посильное миноритарное участие в проекте «Асташево» Костромской губернии (см по тэгам Осташово и терема. Хотя почему миноритарное? Не выступи мы провокаторами, кто знает, взвалил бы Андрюха kopanga его реставрацию на свои плечи…) И с недавнего времени Фонд взял под свое крыло организацию детских квадрокроссов (бездорожник 6х6), фанатом и закоперщиком которых является Димка, наш бессменный участник. Так что ежели хотите пофинансировать что-то из перечисленного, вэлкам, реквизиты дам по запросу. Ну и этта, что я, зря, что ли, на всех фотках Ямаху показываю? Спонсоры, ау!



                Ну и поближе к делу еще разок напишу, перед стартом… Даа, про «Зеленого»-то не рассказал… Ну , эт значит, еще пост будет… Он же в теремах без меня жил. А в эти выходные планируем мелькнуть под Тулой, на фестивале «великих» путешественников.
Предыдущие этапы подготовки - чуть раньше. Это 1. Разведка и 2. "Разговоры".
 Более подробную информацию об экспедиции "Путями поморов" можно найти в "дороге on-line" по ходу ее движения, или в двух записках по ее итогам - "вдоль польских кладбищ эстонской дорогой" и очерке "Нулевая верста"
А по Шотовой и Асташово проще посмотреть соответствующие фильмы. "Храм на горе" телеканала "Культура", и "Терем-терем'ОК" "России".


  • 1
(Анонимно)
Отличная мысль пройтись путями прадедов, вспомнить их и понять их жизнь!
Однако, способ передвижения по таежной пересеченной местности выглядит мучительно героическим.
Квадрацикл на катамаране - круто (почти как на комбайнах в бадминтон...)
Осмелюсь прикинуть вес снаряжЖения: квадроцикл и запас горючки - 250 кг, лодка с мотором и горючкой - 100 кг, рафт с мотором и рамой и горючкой еще 100 кг. Плюс запас жратвы, личные вещи, палатка, спльники, сменная одежда, инструменты и запчасти для квадра... Килограмм 500 получится. Если на четверых, то по 125 килограмм на человека - не меньше. Переть квадр с прицепом на себе по таежной пересеченной местности без дорог - достойный подвиг.

Вот хороший вариант предлагаю. На надувных байдарках двушках.
Местные проводники на моторной лодке берут две надувные байдарки-двушки с членами экспедиции на буксир и прут медленно в верховья против течения до волока. На волоке отважные члены экспедиции сдувают бескаркасные надувные байдарки (вес надувной двушки не более 20 кг) и на легке с рюкзаками по 25 кг идут путями поморов до следующей водной преграды. И так далее...

Удачи Вам! Берегите здоровье и силы!







Лестное сравнение с бадминтоном, тронут. Альтернатива в виде хождения по маршруту с рюкзаком присутствует в любом маршруте, на любом транспорте. Вес в 25 кг в этом случае несколько приуменьшен; это, а также желание пройти в несколько этапов до Мангазеи, в том числе и верховьями Печоры и Усы, через Урал, где волок составляет десятки километров, и привел нас к такой конфигурации. Плохо ехать - оно всё ж лучше, чем хорошо идти. А квадр по болоту едет - проверенный нами факт. И проводники - хорошо, но автономность страдать тоже не должна. С этой точки зрения еще проще пролететь на вертолете, опустившись в точках входа или выхода на волок, но, тем не менее, мы пойдем. А транспорт - его ведь не бывает идеального, кто-то на полюс идет на лыжах, а кто-то на ледоколе в каюте плывет. Каждому, так сказать, свое. Жаль, не знаю, кому ответил.

(Анонимно)
На счет перегруженного квадра с прицепом успешно идущего по болоту как-то не верится...
Скорее уже пелец или арго на гусянках...

Но главное - поморы на квадрах по лесу не ездили. У них другие способы движения и жизни были и лодки они по тайге десятки километров не таскали. В верх по течению реки - бечевой по берегу до водораздела. На волоке оставляли лодку (продавали). Через волок переносили вещи, товар до следующей речки. Делали новую лодку или плот и вниз по течению... Отдельные любители туристы и сейчас на деревянных вязаных плотах ходят.

А байдарки надувные есть достаточно легкие и дешевые (посмотрите в интернете), народом проверенные. Таймени давно уже ни кто на себе не таскает.

Понимаю, экспедиция получится тогда не в стиле 4х4, а водно-пеший маршрут. Не модно, не современно как-то... по-дедовски.
Удачи!

Спасибо! Поморы, конечно, на квадрах не ездили. Но и на Пёзском волоке лодьи не оставляли - там была ямщицкая станция, на которой дежурили лошади.Держать эту станцию вменялось в обязанность крестьянам ближайших деревень. Вдоль волока была сделана гать, заготовлены катки, стояли вороты-лебедки. После Волоковых озер шли Рубихой - виской, которую ежегодно очищали от кустов и прочищали фарватер. Как-то так. Считайте, что у нас вместо лошадей - квадр, а вместо воротов - лебедки. Но никто ведь и не ставит цель реконструировать поморские суда, иначе бы новые "ушкуйники" получились. И тех, кстати, из Рубихи вертолет доставал. За пожелания и за интерес - спасибо.

кстати

(Анонимно)
Может и прав один из комментирующих, Василий Анатольевич, возьми бадминтон. Место много не займет но красок и спорта добавит:) А так удачи, удовольствия и куража. А.Б.

Тогда и комбайн надо. Или квадр за комбайн сойдет?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account