kvastravel (kvastravel) wrote,
kvastravel
kvastravel

Весне - дорогу! Взгляд с воды. Еще три зарисовки - Дон, Кириллов и Архангельск.


в начало (Тверца и Торжок)

2.Тихий Дон (4-5 мая).

           



Внезапно при полете на самолете в Ростов расступаются облака, и брошенный вниз взгляд вызывает некоторое замешательство. Обычно такая картинка под крылом бывает при полетах над Европой – квадратики вспаханных, засеянных, покрытых свежими всходами полей, напоминающих сверху лоскутное одеяло. Мы всегда сетуем на то, что сверху достаточно четко определяется граница нашей великой и могучей – вот лоскутное одеяло закончилось, сменившись равномерной зеленью лесов с нерезкими границами болот. Значит, через час командир объявит посадку. Или наоборот, после часа зелени начинается лоскутное одеяло. Но это при полетах из- и в Европу. А тут я летел над Россией, а под лайнером лежало лоскутное одеяло квадратиков обработанных полей. Наверное, это отличие севера от юга: тут нет брошенной земли. Вообще, поездка эта носила этакий ознакомительно-деловой характер – по приглашению зерновых компаний, совпавшему с моим любопытством. Отсюда и её география, построенная на ключевых точках – портовых элеваторах низовий Дона. И первая такая точка – Азов, знакомство с которым мы начинаем с Азовского портового элеватора.

Чистая и ухоженная территория – скорее правило на южных предприятиях


Здесь вагоны

 и автомобили перегружаются на суда,

Перегрузкой управляет автоматика.

И новое удивление. В очереди на разгрузку и машины, и вагоны. В очереди на погрузку – суда на рейде. И элеватор, работающий в три смены. Кто бы мог подумать, что зерновой экспорт России определяется не столько урожаем – рачительные хозяева придерживают на своих складах изрядное количество зерна; не столько рынком, определяющим потребности и спрос, а в большей степени мощностями по перевалке…

            Порт Азова лучше всего видно с валов крепости Азов,

и он производит достойное впечатление



Пушки же направлены в противоположную от порта сторону

А одна из них охраняет ресторанный комплекс

Путь же от порта к ресторанному комплексу Азовской крепости лежит по улочкам с живописными домиками, снабженными непременными ставенками

Над портом и окрестными улочками возвышается храм с неестественной колокольней.

Центр города достаточно интересен и снова  весьма опрятен,

Заметьте, кстати, что сегодня, пятого мая, каштаны уже набрали полный цвет, а мое удивление распустившейся сиренью вызывает не меньшее удивление провожатых – «отцветает ведь уже…»

Весьма приличный краеведческий музей,

достаточно богатый и обладающим серьезной коллекцией скифского золота. С огромным удовольствием побродил там часа полтора  - это пропустив залы с мамонтами.

            А дальше наш путь лежал в Багаевскую – райцентр и станицу на Дону, выше Ростова. Здесь цель нашего визита – снова элеватор.

И снова очереди «колхозников», привезших зерно на КАМАЗах,

Суда под загрузкой

Стоящие у «доморощенных» причалов

И ожидающие своей очереди на рейде.

Тут управление несколько проще:

Рядом с элеватором вырублена новая площадка – под следующую очередь строительства. Пеньки, оставленные для удобства корчевания,


были когда-то рощей акации, где жители Багаевской любили посидеть у костра вечерком, или использовали ее как место встреч и свиданий. Когда начались рубки, народ, было, стал роптать, но быстро успокоился, то ли от неизбежности происходящего, то ли в надежде на предстоящий  промышленный рассвет…  а может, они стали делать как мы. А мы  проехали дальше вдоль берега и нашли чудесное местечко.

И стали любоваться Настоящей Рекой, которая тут живет полноценной жизнью,

замирает в абсолютной тишине и покое,

оживает вновь

И снова замирает

И только туба Новочеркасской ГРЭС разбавляет краски неестественным колером

А утро следующего дня встречает нас видом на Ростов с левого берега.


Этот день мы проведем в Таганроге.

Путь в утренний Таганрог идет по ростовским, изрядно загруженным пробками улицам, мимо импровизированной биржи труда

прямо на Таганрогский портовый элеватор. По пути – небольшое отклонение от маршрута в сторону любопытства - станицы с кричащим названием Политотдельское. Собственно, для того, наверное, и надо разглядывать карты: попав в станицу, обнаруживаем храм, оборудованный в простой казацкой избе,

которая, на поверку, оказывается действительно местом расположения отдела НКВД.  Если бы не это обстоятельство, так и не поверил бы местному батюшке, что одна из икон тут мироточит кровью.

Батюшка тут колоритен, говорят, он «разжалован» из монахов за какие-то проступки. Наверное, курил втихаря в келье… Но невесть откуда взявшийся казачий «хор», «грянувший» песнь отнюдь не церковного содержания, он с удовольствием поддерживает своим густым басом,

заставляющим повернуть местное население свои рогатые головы

Но наша цель – элеватор.

Тут вчерашняя картина – очереди машин и вагонов, перегружаемые в дождавшиеся своей очереди суда

Все кипит; даже контейнерную площадку

зерновики пытаются оборудовать для перевалки зерна. Даже расчеты есть, как зерно возить в контейнерах. Зерно. горох. лен…

            Я удивляюсь:

-  Лён? Вы грузите здесь лён? А откуда?

- Русский лён очень востребован. Откуда? – Саратов, Волгоград, Самара…

- Вологда, Кострома, - пытаюсь подсказать я, и натыкаюсь на недоумение… Нет, мои собеседники ничего не слышали ни про Костромской, ни про Вологодский лён. Впрочем, это ничего не значит, успокаиваю я себя, логистика Севера не строится в сторону Ростова, но осадок остается.

Небольшая прогулка по Таганрогу – тоже весьма симпатичному южному городку маленьких домиков

(как у Чехова)

и просто улочки

ведущие в центральный сквер, где на закате от Петра

открывается замечательный вид на работающий порт:

И снова  порт, с другой стороны, со стороны Азовского моря

Да, кто бы мог подумать, что промышленный пейзаж может быть красив. Если только изображенная на нем промышленность работает…

Живет тут не только порт – кинув взгляд в другую сторону, обнаруживаем целый лес парусов.

Ожила детская парусная школа. Таганрог оживает. Просыпается. И живет полноценной жизнью.

А я снова сажусь в самолет, освещенный встающим над просыпающимся Доном утренним солнцем.



3.      У Попова в  Кириллове (24 мая).

  



          Дорога из Вологды в Кириллов слегка подпортилась. Вот ведь, как быстро привыкаешь к хорошему! Когда-то я возвращался по ней из Норвегии, и не мог снять ногу с педали газа, наслаждаясь ее качеством.  Нет, она и сейчас неплоха – обычная российская дорога, с волнами, ямками и шероховатостями. Но четыре  года назад она была идеальной. Впрочем, не о тех дорогах я веду речь – мы направляемся в Кириллов, где в реставрационной мастерской А.В. Попова идет переборка Осташевского терема. От Кирилло–Белозерского монастыря

к мастерским Попова дорожка ведет по мосту через канал Северодвинской системы, соединяющий Сиверское озеро, на котором и стоит монастырь, через систему озер и шлюзов, с речкой  Порозовицей. А на самом деле, Шексну, как часть Волго-Балта, с Северной Двиной. Вот он, этот канал, в сторону Белого моря

и в сторону Балтийского

А прямо с мостика

вы и попадаете в мастерские

где Александр Владимирович собирает, кроме нашего терема, ещё и мельницу.

(мельница справа, терем слева)

Ветряную. Действующую.


с настоящими жерновами

(справа – два жернова, слева – Попов)

Для музея Форт Росс. О как. Я только что написал в «Нулевой Версте», о том, что Форт Росс в Калифорнии – самая дальняя точка «Путей Поморов». Надо же. Но через месяц (три тьфу) мы там (в Форт Росс) окажемся – сами оценим место, выбранное Поповым для мельницы. Знаете, о мастерских Попова здорово написал kopanga, (Путь топора) гляньте. Пересказывать не буду. Просто если окажетесь в Кириллове, загляните к нему, это интересно. Там отличный музей, состоящий, в основном, из топоров.

Не только топоры, но и много чего еще в этом музее

Но топор – это главное. Поэтому топоры у Попова везде – в шкафу для одежды

на мельнице

у меня в ногах

и в руках у работающего тут пацана.

Потому что какая это Русь – без топора? Потому, что Попов в своей мастерской работает тем инструментом, которым работали те, кто строил сотни лет назад то, что он сейчас восстанавливает. Для этого в мастерских есть кузница.

Разбирая терем, ребята Попова нашли топор. Посмотрели – таким топором и были срублены элементы в те времена.

 Выковали в кузнице такие же.

А в самом реставрационном центре – школа. Или колледж. Потому, что для того, чтобы восстановить что-то, надо уметь это построить. Надо уметь не только держать в руках топор, надо … Вот и преподают в колледже не только плотницкое мастерство, но и историю, географию, архитектуру. И едут к нему в Кириллов пацаны, из Томска, Иркутска… А Попов, получается, не памятники сохраняет, а целые ремесла – пласты уходящей культуры. Уезжая из Кириллова,  встречаем нашу старую знакомую – Шаповалову Светлану, директора департамента культурного наследия Костромы, столь существенно поддержавшую  Осташевско – Чухломские начинания. Она привезла к Попову весь свой департамент, человек десять, за опытом. За ремеслом восстановления. 

Ну что, оживаем понемногу? Что ж, здорово. А мы движемся в сторону Череповца, по  огромному мосту Волго-Балта, под которым идет судно. Канал живет. И поля в Вологодской области тоже, оказывается, возделаны. (Конечно не все, не как в Ростове, но всеже..)



4.      Архангельск, майская ночь (25 мая).

Порозовица привела бы нас в Кубенское озеро, из которого берет начало Сухона, чтобы через долгих полтыщи верст стать Северной Двиной. Но мы спешим куда-то… Всего лишь ночь пути до Архангельска. А в Архангельске зацветает сирень, отцветавшая три недели назад в Ростове. И я долго хожу по набережной Северной Двины, у мыса Пур Наволок,



у которого три месяца назад начинали мы свою зимнюю экспедицию

представляю, как три или пять сотен лет назад уходили отсюда поморские кочи… Архангельск живет. По набережной снуют пацаны и девчонки, на великах и роликах, а солнце все менее и менее охотно опускается в Двину

и уже заполночь освещает панораму города откуда-то из глубины,

чтобы через пару часов вновь проснуться.




Весна пришла.

Tags: Архангельск, концы, по России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments