?

Log in

No account? Create an account

Поделиться Next Entry
Тибет 2007. Дневник 11-25 августа.
kvastravel
11 августа. Свершилось! Тибетская экспедиция 2007 Альпклуба МИФИ стартовала 11 августа из Москвы. Старт был назначен на 6 утра. Хотелось избежать вечных столичных пробок, не отпускающих город даже в выходные. Два Land Rover, а также машина с сочувствующими и провожающими встретились сразу за МКАД на Горьковском шоссе. Ниссан должен был броситься в погоню ровно через сутки. Снимки на память, короткие напутствия, заправка топливом, прощание - и в путь! Колонна машин начинает пробираться через Балашиху - на Восток.  Не обошлось без приключений: еще в Балашихе у Land Rover 246 вышло из строя сцепление. После небольшой диагностики было решено, что экипаж в составе Лунева, Кутало, Чукиной продолжит движение, а Кажарский и Киреев стартуют на эвакуаторе на станцию Ленд – сервис, откуда повторят попытку выйти на маршрут по мере исправления проблем. Огромное спасибо сотрудникам Ленд – сервиса. Машина была поставлена на ноги, и в 7, только не утра, а вечера, состоялся ее повторный старт. К вечеру экипаж был в Нижнем.
К этому времени Land Rover Лунева достиг Чебоксар, а третий автомобиль – Ниссан -  продолжал ждать Шубного, который находился где – то в Польше.

12 августа. Состоялся старт третьей машины (Шубный Г. и его помощник Роман), которая пошла на Рязань – Самару. К вечеру   LR Лунева был в районе казахской границы, второй LR прошел Уфу и продолжил путь в Челябинск без каких – либо проблем.
13 августа. Утром LR -2 достигли города Челябинск. весь предыдущий день и ночь наверстывали упущенное на старте время. Дорога через казань, Уфу, Урал не сильно способствовала поставленной задаче. В 6-00 Челябинского времени LR – 2 прибыл в аэропорт Челябинска. В 6-15 Киреев вылетел в Москву (абсолютный личный рекорд опоздания к регистрации, но, тем не менее, вылета). У Кажарского – день отдыха. Ниссан с Шубным в районе Уфы (16-30),  LR –1 где-то в Казахстане. К ночи до Челябинска добрался и Ниссан. Можно двигаться далее на Алма-Ату - конечную точку сбора всех трех машин. Дело в том, что экипаж LR-1, выехавший из москвы первым шел на Алма-Ату более южным путем через Уральск, Актюбинск, Кзыл-Орду и Чимкент.
14 августа. Рано утром LR-2 и Ниссан стартуют в Алма-Ату. К обеду достигли Российско-Казахской границы. Прохождение рубежей заняло 4,5 часа драгоценного светлого времени. Уже в темноте проходим петропавловск сворачиваем на Астану. В этот самый момент выясняется, сто Олег не может найти документ о временном ввозе транспортного средства на территорию Казахстана, полученный им на таможне. LR-2 разворачивается на 180 градусов и вновь устремляется к границе. Через 2,5 часа удалось получить дубликат и вернуться в исходную точку за Петропавловском.
14 августа.  Вечер.  Все автомобили находятся на  территории Казахстана.  Экипаж  LR-1 (Лунев) движется  от Кзыл-Орды, до Алма-Аты ему остается 500 км.  Экипажи LR-2  и Ниссан  (Шубный) находятся в районе  Караганда - Балхаш. До Алма-Аты осталось около 1000 км. 
15 августа.  Идем дорогами через Астану и Караганду. Делаем короткую остановку на Балхаше. Красивейшая природа, теплая и спокойная вода до горизонта. Вот только берег местами приведен Человеком в "порядок", заставляя поскорее зайти в воду. В пути "вылезла" еще одна неисправность LR-2 - не выдержали передние сайдент-блоки задних тяг. при этом машина стала немного "рыскать" по дороге. На остановке роман подремонтировал резинки, заполнив зазоры капроновой веревкой. Пол-первого следующего дня все машины встретились в центре Алма-Аты у гостиницы, где их уже поджидали остальные участники экспедиции, прилетевшие из Москвы - Павел и Лена.
16 августа. Пол дня уходит на ремонт. К счастью, в городе нашлись необходимые детали и свободный подъемник. Роман улетел обратно в Москву. В обед выходим на дорогу к границе ( LR-1 в составе Лунева, Кутало и Чукиной; LR-2 в составе Кажарского и Берестова; Ниссан - в составе Шубного и Шубной). До нее 350 км. Погода как всегда жаркая и безветренная, редкие гаишники с радарами прячутся в тени мостов. Вскоре справа открылось красивейшее Капчагайское водохранилище с удивительно голубой водой. Появились указатели и съезды с трассы к местам отдыха, у берега различаем десятки бунгало, пляжи и прочие атрибуты коммерческого освоения здешних земель. Ближе к вечеру начинаются горы. Дорога сужается и начинает уходить вверх недлинными серпантинами. Экипаж Сергея периодически "лечит" своего коня короткими остановками - из-за проблемы с муфтой вентилятора двигатель греется больше положенного.
17 августа. Утром подтягиваемся к границе. Появляются "хвосты" очередей фур и автобусов. Протискиваемся через узкий коридорчик, проходим одни ворот ас казахским пограничником, через пару километров упираемся во вторые. Здесь все хуже. В узкое горлышко уперлись передовые отряды легковушек, грузовиков, автобусов, такси, разрозненные одинокие бойцы с сумками на перевес и организованные группы штурмующих пограничные укрепления "челноков". Упорядоченного движения в направлении Китая не просматривается. Идем знакомиться с человеком в зеленой фуражке. Информация не обнадеживает - Китай закрыл границу в связи с приездом в здешние места какого-то премьер-министра. Со стороны Поднебесной через границу продолжает сочиться ручеек страждущих и большегрузной техники. Как мы потом узнали, пятничные выборы в Казахстане помешали полностью прекратить это безобразие - по договоренности сторон границу приоткрыли для увеличения процента явки на избирательные участки.  Созвонились с нашим гидом Акбаром, который второй день ждет нас на той стороне кордона. Он подтвердил информацию о закрытии границы. Завтра, возможно, граница будет открыта. Решили искать комфортабельный ночлег. Выдвигаемся обратно к Жаркенду и от него - на север в сторону гор. Однако и здесь не обошлось без поисков удобного места. Вечер застал нас в широкой пойме небольшой горной речки, но мы уже были наготове - искупаться и разбить лагерь. Сухой плавник почему-то не спешил гореть и "пионерского" костра не вышло.
18 августа. Переход границы, попытка вторая. Вчерашние проблемы не сулили ничего хорошего и сегодня – по законам природы – давление с этой стороны «мембраны» должно было многократно возрасти. Выезжали утром со смутными чувствами приближающейся драки у шлагбаумов, но, как это ни странно, все прошло чинно-благородно, и к обеду мы уже были на «той» стороне. Вернее на «той» стороне были четверо из нас, остальные трое водителей вместе с воссоединившимся с нами гидом продолжали биться с китайской таможней за пропуск транспортных средств. Борьба закончилась победой противника – машины пришлось оставить на таможне до понедельника. Участники же экспедиции вместе с Акбаром и его помощником отправились на микроавтобусе за 60 км в соседний город Кульджа, он же Инин, он же Или. Здесь необходимо было получить китайские права, автомобильные номера, а так же закончить многочисленные бумажные и финансовые формальности. До вечера мы успели заселиться в 3-х звездную гостиницу, отобедать в мусульманском ресторане и побродить по центральной части города.
19 августа. Начался день незапланированного отдыха. Воскресенье – госорганы не работают, движения в таможне нет. К сожалению, ситуация начинает развиваться по худшему для нас сценарию: полудневное отставание от графика в начале маршрута уже привело к тому, что экспедиция выбивается из графика минимум на 4 дня. Кроме этого, неполная документальная готовность наших китайских товарищей грозит усугубить и без того не простую ситуацию. С утра готовим необходимые бумаги, прикидываем свои дальнейшие планы с учетом нарастающего отставания. По всему видно, что маршрут придется существенно корректировать. Перед полуднем успели посетить местный базар. По словам Паши, он ничем не отличается от обычного восточного базара. Но это для того, кто знает, что это такое. Сам базар опоясывает городской квартал невдалеке от нашей гостиницы. Людно, тесно, местами шумно, с разнообразными запахами. Так ничего и не купили, кроме персиков и винограда. За обедом едим плов в другом мусульманском ресторане, по соседству со вчерашним. Понемногу проникаемся здешним колоритом. Внешность ургуйцев, их язык и обычаи в корне отличаются от китайских. Ургуйцы в пику титульной нации ведут себя за столом более привычно для западного человека, не плюют на пол и не имеют еще нескольких неприятных привычек. Кстати, наш гид Акбар – коренной ургуец из Кашгара. Вот только все ключевые посты в госучреждениях – за китайцами. Вторая половина дня проходит в местном парке культуры и отдыха на берегу реки Или. Среди стандартного набора развлечений, как-то тир, качели-карусели были и весьма экзотические, например кунст-камера или женщина со змеями. Местное пиво и местный же квас помогли нам пережить полуденную жару. Двухдневные попытки получить доступ в Интернет хоть откуда-нибудь пока не увенчались успехом. В гостинице он теоретически должен быть, кто-то даже видел кого-то в какой-то комнате работающим в сети, но обнаружить жизнь в стенных связных розетках нам так и не удалось. Работники гостиницы долго отрицали наличие такой услуги как таковой, потом попросили переехать в другую комнату, где «это» должно быть но, к нашему не удивлению – не было. Крайняя информация, которую удалось получить – Интернет в гостинице только «китайский». Но и его пока увидеть не удалось. В близь лежащем сарайчике с десятком кабинок, потертых компьютеров и надписью ADSL неприветливый китаец отчеканил что-то вроде «иностранцам тут нельзя». Вечером окунаемся в местный колорит – идем на закопченные, шумные улицы закупать что-нибудь вроде копченой курицы к ужину. Повсюду ныряют ватаги ребятишек и пытаются ловко всучить вам в руку пачку жвачки, а потом назвать ее цену. Дима потерял бдительность, оторвался от «тылов» и ему пришлось расстаться с несколькими юанями. Причем, непосредственно процедуру расплаты контролировал невесть откуда взявшийся ургуец. Тем не мене, Дима продолжал мастерски торговаться с лоточниками, не зная ни одного местного слова («жеминь, блин жибао» – не в счет), чем существенно сократил наши расходы на ужин. В ночь некоторых наших товарищей все ж настигла хворь, вызванная отсутствием «естественной вакцинации». С завтрашнего дня, по-видимому, придется усилить искусственную…
20 августа.  В понедельник с утра Гена, Паша и Сергей, а так же гид со своим помощником выдвинулись на решительный бой с таможней за наши машины. День проходит в тревожном ожидании результатов. «Это Китай…» – так примерно отвечал Акбар на наши настойчивые вопросы «когда?», «куда?» и «сколько?». Оставшиеся на хозяйстве тратят время на хождение по магазинам, подготовку мелочей для дальнейшего маршрута. Между тем, участники экспедиции, до сих пор остававшиеся в Москве, продолжают действовать по заранее утвержденному плану. Василий и Елена сегодня прилетели в Сиань. А нам до этой старинной столицы Китая еще очень далеко. После оценки обстановки вновь прибывшие решили двигаться нам навстречу в Урумчи поездом или самолетом. Количество незнакомых марок автомобилей вокруг поражает. Вот что значить 150 автозаводов и несчетное количество мелких мастерских Поднебесной. По улицам движутся легковушки, микро и просто автобусы, грузовики и грузовички, джипы, мопеды мотороллеры и мотоциклы всех возможных вариаций и расцветок с таинственными заводскими значками и иероглифами производителей. Рядом с этим богатством трещат моторчиками трехколесные авто и накрытые кабинками мотоповозки с ременными, цепными и бог знает какими приводами. А вот велосипедистов на удивление мало. Ну, может быть их немного больше, чем тележек с осликами, кониками и просто бородатыми мужиками. Уже в темноте наши машины подъезжают к гостинице. Пройдена еще одна «засада». А сколько их еще будет? День заканчивается ужином за столиками на одной из улиц, продымленной многочисленными жаровнями и печурками, на которых готовят всякую всячину. Увы, плов уже закончился, пришлось довольствоваться местной разновидностью пельменей. Их запиваем огненной водой, подпольно разлитой в пиалы из-под чая. Выпивать и курить в исламских едальнях запрещено. У нас же сугубо практические цели – по возможности продезинфицировать собственные неокрепшие желудки, ведь «естественной вакцинации» здешних мест мы были лишены…
А в это время Киреевы:  "Позади 8,5 часов перелета аэрофлотовским Боингом (телевизионные программы не работают по техническим причинам, зато кресла удобные и широкие, каждому пассажиру – по подушке и пледу, все это под коньячок из дьютика… Спасибо Аэрофлоту, ночь прошла успешно). Аэропорт Шанхая не уступает по чистоте и удобству западным. Первым делом куплена китайская симка, сделан звонок Гене – ничего нового, граница на замке. В аэропорту замечаем очень удобную штуку - стойка с зарядками ко всем видам мобильников. Сдали багаж в камеру хранения и сразу к первой достопримечательности – скоростному поезду на магнитной подушке (Maglevmagnetic levitation). Это чудо техники разгоняется до 430 км/час к дикой радости китайцев и прочих туристов, а потом тормозит. Действо длится 8 минут, за которые поезд проходит 30 км. Правда, на обратном пути китайцы схалтурили и разогнались лишь до 300… Конечная станция  Maglev, такси в центр к телевизионной башне (район Пудун) и… культурный шок. Перед нами город суперсовременных небоскребов, которому  может  позавидовать любой американский даунтаун. Поражают развязки, пустые широченные проспекты. Где пробки, где люди? Озираемся, глядя вертикально вверх. Чтобы посмотреть на этот город, нужно самим подняться. Самая удобная позиция – смотровая площадка телевизионной башни. Панорама настолько захватывающая, что мы провели там больше 2 часов. Главный вывод (с тоской) – мы и от них отстали, и, похоже, навсегда. Единственное, что портило пейзаж – это легкая дымка (смог?), не позволявшая обозреть все окрестности. Ха! По сравнению со смогом Сианя воздух прозрачнейший, но Сиань  будет потом. Еще одно удивление – проблем с общением практически не возникло, ни здесь, ни потом, в Сиане. Спустившись с башни, ищем переправу на другой берег, находим ее, по пути чуть не попав на трехчасовую экскурсию по реке Хуанпу (наверное, интересно, но времени не хватало), и, переправившись, попадаем в другой, старый Шанхай.  Люди здесь. Дорожное движение заставляет одной рукой закрывать глаза, а другой держаться за сердце. Все – таки Москва – Европа. И запахи тоже здесь. Торговая пешеходная улица Наньцин Дун – квинтэссенция Шанхая – толпа, велосипедисты, назойливее зазывалы… На удивление мало ресторанчиков, а то, что есть, открывается в 17-00. В одном из таких, организованных по принципу буфета, мы и откушали первый раз в Китае. 70 юаней, включено все, в том числе и пиво. Пора в аэропорт. Ловим такси, просим отвезти нас к  станции Maglev и попадаем в самый настоящий Шанхай. Сплошная уличная торговля, корзины с едой прямо на проезжей части, рыбы бьют хвостами, а крабы выпрыгивают из корзин прямо на проезжую часть, соревнуясь в уворачивании  от наших колес со своими хозяевами. Вот где надо было гулять! Впрочем, из такси может быть и лучше. Вылет в Сиань в 20-00 по расписанию. Созвон с Геной – документы на машины не готовы. Конец понедельника, канитель длится с четверга… Становится очевидным, что маршрут придется менять, но как, станет ясно только после получения документов. Пока же возникло требование китайских властей пройти инструментальный контроль на автомобилях. Летели Чайна Истерн. Новый А320, вполне европейский сервис, проводники говорят по-английски. В 22-00  нас встретил громадный пустой аэропорт Сианя. Схвативший за руку таксист предложил довезти до гостиницы за 200 юаней. Послан. 150 – снова послан. 100. Был послан окончательно и с обидой удалился. По счетчику получилось 160. По планам мы в Сиане  должны были встретится с основной частью экспедиции, но поскольку она все еще на границе, решаем остаться здесь на целый день, а утром 22 улететь в точку, максимально близкую к ребятам. Мы все еще надеемся, что это будет не граница, не ближайший к ней Урумчи. Наивные. Вечером же заказываем на весь день англоговорящего гида с автомобилем и с желанием посмотреть все самое интересное. Стоило это удовольствие 700 юаней, но оно того стоило."
21 августа. Киреевы"Договорились встретиться в 9 утра. К этому времени успеваем позавтракать, продлить номер (гостиница 4 звезды, всамомделешные, из Москвы стоили 80 долларов в сутки, на месте обошлись в 35), купить билеты, все-таки в Урумчи. Гид оказался выходцем из Гонконга, как следствие хорошо говорящим по-английски (к своеобразному акценту привыкли за  первые полчаса), 45 лет, владельцем чайно – кофейного магазина, в котором торгует его жена, и подрабатывающим переводами и экскурсиями. На наш вопрос, почему он уехал из Гонконга, он ответил, что именно в Китае начинается самая интересная жизнь, и что его страну ждет большое развитие именно в глубинке (ха, глубинка, 8 миллионов человек… вообще, все в Китае надо воспринимать с учетом его размеров, грандиозности, численности населения). Нам гид представился как Tiger King – перевод его имени с китайского. Китайское имя воспроизвести не удалось. Сиань – древняя столица Китая. С древности мы и начали. Неолитическая деревня Бомпо. Сильно не впечатлила, хотя 6000 лет, матриархат и прочее… Не очень мы любим совсем уж руины. Хотя были и интересные моменты – кувшинчики для хранения останков умерших или мертворожденных детей, например. Впрочем, это дневник, а не путеводитель. Рядом с деревней Бомпо – фабрика народных промыслов, состоящая из нескольких цехов – производство терракотовых копий, шелковых росписей, лаковых миниатюр, мебели. Отдельный цех – ткацкий, где вручную делают ковры тончайшей работы. Все это можно купить, но и просто посмотреть, как работают китайцы – тоже удовольствие. Следующая остановка – Горячие источники Хуциана – место, где во времена династии Тан были императорские купальни. Красивейшее место, китайский ландшафтный парк со множеством павильонов в традиционном стиле на фоне живописных гор (правда, скрытых в сильнейшем тумане – смоге), восстановление (или воссоздание) которого закончилось в прошлом году. Само место способствует лирическому настроению, и нам, соответственно, были рассказаны легенды и истории о красивых обитательницах этого дворца (как пионы своими бутонами закрывали девушку, чтобы рыбы в реке не обалдели от ее красоты)(черт, надо было учить не только технический английский, по крайней мере я так понял его рассказ), или о том, как император мечтал, что, путешествуя по горам, он попадет в лунный замок, где ему будет танцевать красавица, одетая в платья, сшитые из облаков. Едем в сторону терракотовой армии. Всю дорогу я пытал Тайгера на тему, что он знает о китайских пирамидах, сопоставимых с египетскими, и даже больших, и вдруг видим: пирамида! Вот же она, говорим мы гиду. Нет. Это мавзолей императора Шихуанди, обнаруженный в конце 70-х. Там были найдены бронзовые фигуры, помещенные теперь в тот же музей, где и терракотовая армия, место объявлено ЮНЕСКО всемирным достоянием, и раскопки прекращены. Потому, что Китай еще не готов к осознанию того, к чему приведут возможные открытия. А пирамид – мавзолеев в окрестностях Сианя больше сотни. Пока же можно подняться на 150 – метровую вершину мавзолея, подумать о смысле жизни и поставить благоухающую молитвенную палочку (метра 2 величиной) дабы сбылись все желания. И вот цель. Терракотовая армия императора Шихуанди. Безусловно, это чудо света. В Сиань можно ехать только затем, чтобы это увидеть. Ряды солдат, в человеческий рост, с индивидуальным лицом каждый, с оружием, в боевом порядке под землей, с лошадьми и повозками, и их тысячи… Открыл это крестьянин, когда копал колодец. Теперь он сидит на входе в музей и раздает автографы. После посещения  терракотовой армии осталось чувство прикосновения к великому. Под этим впечатлением и без ног возвращаемся в Сиань. По пути заказываем билеты на концерт танской музыки и танцев, совмещенный с ужином. Очень красочное зрелище. Танцы с акробатикой, женщина, дующая в трубу и издающая еще более поразительные звуки без трубы, девочки, жонглирующие катушками (танец назывался «куклы из бумаги, играющие пустым бамбуком»). В общем, китайский вариант ансамбля «Березка». Звонок Гене поверг в шок. Техосмотр пройден, но теперь нужно проходить медицинский осмотр водителей. Следующим, наверное, будет сдача правил дорожного движения на китайском языке…"
21 августа. «День сурка». Уже четвертый. Завтрак (для тех, кто может). Гена, Сергей, Дима, Акбар с помощником отъезжают на джипах от гостиницы в направлении вожделенных водительских прав и номеров. Ближе к полудню остальные перемещаются из номеров на диваны в холле гостиницы. Призрак свободы ходит где-то рядом…
После полудня ребята через SMS сообщают, то для получения номерных знаков их отправили на китайский техосмотр! Новые «вводные» следуют с удивительной регулярностью. Первым заходом эту процедуру преодолел только один относительно свежий Дефендер 2002-го года выпуска. У двух других машин китайские измерители выявили некие проблемы со светом и тормозами. Очередная засада. Может быть стоит уже подумать и о деньгах. Боевые действия прерываются на обед.
В начале пятого пришло сообщение, что техосмотр всеми машинами пройден. Еще через пару часов приходит понимание, что больше побед сегодня не будет и необходимо снова заселяться в номера. Эти русские – такие затейники!

22 августа. Киреевы:  Подъем в 6-00, в 8 мы в аэропорту, вылет в 9, задержка до 10. Та же Чайна Истерн, на этот раз Боинг 737. Летим в Урумчи. А в Урумчи ли? На билете написано Wulumuqy… Посмотрим. При предыдущем перелете вскрыл пакет с китайской едой, потом весь полет заталкивал его содержимое в пакетики. Запах отчаянный. Не вскрывайте китайские пакеты. Что там у ребят? Приземлились в 13-00. Звонок Гене. Наконец-то правильный ответ. Все в порядке, едут от границы с номерами и правами. Медосмотра не понадобилось. Надеемся встретиться сегодня вечером в Урумчи.
22 августа. Вечер. Весь день ушел на хождение по Урумчи в поисках  Интернета и попытках купить карточку для оплаты китайского телефона. Второго не получилось принципиально: ну нельзя положить в Синцзян – уйгурском автономном районе деньги на телефон, купленный в Шанхае. Интернет найден в гостинице. Ну очень медленный. И вообще, после передачи трех фоток отвалившийся. Возникли первые проблемы с общением. Воспользовались китайско – русским разговорником. Классная штука! Основные вопросы написаны по-русски и продублированы иероглифами. Смотреть  в Урумчи нечего – большой (по нашим меркам – 1 000 000 человек) современный город. Звонок от Гены: сколько стоит ваш номер? – 468 юаней – тогда мы едем к вам! Бронирую три номера для ребят, и около часа ночи кортеж из трех машин, производя фурор среди местных жителей, подъезжает к гостинице. Короткая встреча – и спать!

22 августа. Кажарский:  Вчера вечером к решению проблем с полицией был подключен местный «толкач». Среди прочей публики, находящейся в здании регистрации транспортных средств его отличала мелкая рысь, которой он перемещался от одного чиновника к другому. Видно было, что человек всерьез отрабатывает поставленную ему задачу. А об этом местном «МРЭО» можно было сочинить отдельный рассказ. Отметим только, что главное здание из стекла и бетона размером с приличный вокзал, со стилизованной гнутой крышей, не имело перегородок, и все служащие сидели за стойками по кругу (по-видимому, под неусыпным оком начальства). К обеду, вожделенные номерные знаки и водительские права для 6-ти человек были, наконец, получены. Не теряя времени, забираем остальных из гостиницы и выходим на Урумчи. Здесь скоро тоже буде автобан, а пока на дороге бесконечные строительные работы. В темноте проезжаем Турфанскую впадину. Знаменательное место. На альтиметре минус 25 метров, жарко даже ночью. В полночь добрались до Урумчи. Там мы встретились с Василием и Ириной, прилетевшими из Москвы через Пекин и Сиань. Заселились в номера, заботливо забронированные нашими товарищами.

23 августа.  День посвещаем финальному ремонту машин – замена масла на LR Берестова и Ниссане,  а вот LR Лунева требовал замены радиатора автоматической коробки. При помощи разговорника найден сервис LR, требуемые детали китаец побежал  покупать на рынок. Ремонт затянулся и вылетел в копеечку. При этом на соседнем сервисе масло для Ниссана было заменено за 20 юаней… Пока ждали – пообедали в уйгурской забегаловке. Обед на всех (плов, шашлык, пиво) – 150 юаней (50 рублей с носа). 21-00 Старт. В темноте едем по Китаю. Сначала – магистраль. Вообще, на всем протяжении уйгурского шоссе (а это несколько тысяч км) идет строительство автобана, большие куски уже построены. Акбар (гид) говорит, что Китай уже сейчас вторая (после США) страна в мире по протяженности автобанов. Верим. Дороги платные, причем не только там, где бан построен. В час ночи сажусь за руль. Разгоняюсь и явственно ощущаю опасность. Притормаживаю  и вижу велосипедиста, спокойно едущего посредине нашей полосы. Китай… Еще один инцидент – встречный грузовик  начинает обгон прямо в лоб. В результате экстренного торможения Гена падает с верхней полки… Китай…Около трех ночи решаем заночевать по походному. Ставим палатки на площадке, выровненной для будущего автобана. 100 грамм, и в 4-00 уже спим.                                                                                                          
24 августа.  8-00 подъем, около 10- выезд. Пейзаж однообразный: каменистая пустыня с вкраплениями кустов – травы, окаймленная горами, иногда снежными. Проезжаем знаменитую Турфанскую впадину минус 155 м над (под?) уровнем моря. Заезжаем в Хами по просьбе Акбара. Так себе городок. В центре города – ряды магазинчиков, торгующих окаменелыми кусками деревьев и камнями. Красиво. Но жарко – 35 в тени. К вечеру уходим с уйгурского шоссе направо в сторону города Дунхуань – город включенный в мировое наследие Юнеско благодаря пещерам Могав (480 пещер с разными изображениями внутри, в одной из них – 34-метровая статуя Будды) Завтра посмотрим. Перестал работать навигатор, благодаря чему открыли обычную карту… Боже мой! В 60 км обозначен кусок китайской стены. Решаем ехать. Это чудо: эта часть стены сложена из больших глиняных блоков, и она не реставрировалась. По обе стороны от нее – поля хлопка, крестьяне трудятся и, похоже, не подозревают, что делают это рядом с 2000 –летним памятником. На нее можно залезть, походить по ней, посмотреть на вековые трещины… Впрочем, что такое 2000 лет для Китая…Садится солнце, и комары становятся невыносимы. Вечером въезжаем в Дунхуан, останавливаемся  в 4-х звездочной гостинице. Спать!    
25 августа. Суббота. Идя на завтрак, обнаруживаем Интернет. Срочно дописываю дневник, подключаем с Олегом комп к Интернету, прицепляем к письму дневник… Черт, если с такой скоростью передавать фото, то за неделю парочка передастся. Первая цель на сегодня – пещеры Могав. Жаль, что нельзя фотографировать. Итак. 492 пещеры, сделанные в 5-8 веках  в мягком песчанике. Все пещеры имеют центральную статую Будды, ряд статуй окружающих ее, и потрясающие фрески. Как правило, фрески не восстанавливаются, и все, что мы видели, относится именно к обозначенному времени. Каждая пещера открывается экскурсоводом, туда заходит экскурсия, двери закрываются. Явственно видно, что фрески напротив дверей имеют более выцветший вид, нежели те, на которые солнечный свет не попадает. Все пещеры рукотворные, сделаны в склоне холма, состоящего из мягкой породы, типа песчаника. Вход только с экскурсией, 150 юаней с носа. Вообще, все, что касается культуры в Китае, достаточно дорого. Пещеры открывают не все – каждая пещера доступна посетителям один год, потом закрывается на четыре. Посетили несколько самых древних (5-6 век). Они скорее индуистские, чем буддистские. Влияние Запада – сказала экскурсовод. Да, для Китая и Индия – запад. И вот идем в самые знаменитые пещеры. Самый большой Будда в этих краях и третий в Китае  - Будда Будущий (34 метра). Он, кстати, не в пещере, а как бы прислонен к стене в нише – как и те Будды, что взорвали талибы в Афганистане. Делать его начинали снизу, не рассчитали, и голова оказалась снаружи. Над головой сделана крыша в китайском стиле. У этого Будды нет кистей рук, и видно, что сделан он так, что на деревянный каркас нанесена слоями глина. Если деревяшка, обмазанная глиной, стоит 1500 лет, то может, это мы строим не из того материала? (Кусок китайской стены, что мы видели, тоже ведь был глиняный). Следующего Будду делали тоже в 7 веке, но чуть позже, поэтому учли опыт, и делать стали с головы. Его высота 26(?) метров, он тоже Будда Будущий. Голова его составляет 7 метров, но из-за того, что он весь находится в пещере, смотреть на него можно строго вверх, находясь около ступней, и получается, что с учетом перспективы размеры подобраны правильно. Третий Будда – 15 метровый лежащий в нирване. Вокруг него столпились фигурки людей – 72 всего, с разными чувствами на лицах – кто плачет, кто смеется – ну не понимают люди, что такое нирвана… Во всей этой красоте больше всего поражает мастерство художников, умевших в 5-8 веках очень тонко и точно, порой одной линией, передать характер изображаемого. Во время экскурсии к нам присоединилась испанка Кристина, лет 30, преподаватель испанского у себя на родине, которая, как выяснилось, проводит каникулы в одиночных путешествиях, где на автобусах, где на поездах, где автостопом. Таким образом она проехала Россию, Среднюю Азию, а теперь движется из Тибета, где была нелегально, в Пакистан… Попросилась с нами в следующую точку нашей экскурсионной программы – к поющим барханам, что в 5 км от Дунхуана. Дима не смог отказать очаровательной попутчице… Едем к барханам, по пути заезжаем в Дунхуан пообедать, купить фруктов в дорогу и просто погулять. С удивлением обнаруживаем, что наш проводник Акбар с трудом объясняется с местными жителями. Оно и понятно – здесь другой диалект, да и сам Акбар не китаец вовсе, а уйгур, говорящий, сталобыть, с акцентом. Обед, наконец, в традиционном китайском ресторане. Вкусно, но не понимают они not spicy! Едем к барханам. Вот где торжество социализма с капиталистическим лицом. Вход 120 юаней. (нейшнл географикс прошлого года обещал 50). Вошли? До барханов вам минут двадцать топать. Пешком – бесплатно. Можно на элетромобильчике. Еще 15. Или на верблюде (не стали спрашивать – не любим мы их). Вы в обуви по песку пойдете? Вот вам бахилы. 10 юаней прокат. На бархан ведет лестница (настил из досок с прибитыми перекладинами, как трап на крыше). Куда на лестницу?: Вам по песку. А по лестнице? 15 юаней…(зато спуск на бамбуковых санках – бесплатно для тех, кто заплатил за лестницу – сохраните билетик…) И не поют они вовсе. Или нам не пели – не в голосе были. Или не могли перекричать бурно выражающих восторг китайцев, тарахтение квадроциклов и мотодельтопланов. Единственное удовольствие – поймали маленькую смешную ящерицу. В общем, большая  песочница, в терминологии Сергея Лунева. Гену задушила жаба все это платить, и он, взяв на борт жену, Диму и испанку, поехал искать дыру в заборе. Нашел, но путь преградила голова женщины, закопанной в песок. Пришлось ретироваться – они принимают там песочные ванны. На обратном пути испанка Кристина была отпущена на свободу, мы тем временем на свободу отпустили ящерицу. Да здравствует свобода! (Китайцев тоже касается). В районе 9 вечера выехали на тибетское шоссе, поставив цель начать подъем на первую ступень тибетского плато. Карта обещала резкий подъем на перевал в 3500 метров, небольшой спуск до трех тысяч, и долгое движение на этой высоте, с небольшим спуском на 2700 к городу Голмуд – воротам в северный Тибет. За Голмудом будет резкий подъем на 5200 и далее 1200 км до Лхасы на высотах 4900 – 5000 метров. Нам нужна акклиматизация, поэтому решаем подняться на максимальную высоту перед перевалом и переночевать по-походному. К 11 вечера поднимаемся на 3300 и находим уютное местечко для стоянки.                                                                       

продолжение следует