?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Кавказское кольцо. Часть первая. Западная (турецкая) Армения.(3.Эрзурум – кратер Немрут – озеро Ван)
kvastravel


в начало  
               4 июля. Эрзурум – кратер Немрут – озеро Ван – Битлис – Татван
. Смысла лезть на верхушку трамплина за чашечкой кофе мы не видим. Поэтому кружок по городу – и на выезд, в сторону Муша. Дорога также петляет по безлесному, сильно всхолмленному плато, которое пересекают многочисленные ручейки и речушки, вдоль них и скапливается вся растительность, что повыше травы. Но в таких местах и располагаются дома деревушек, а если и не дома – то сады и огороженные заборчиком рощицы. Огороженные, впрочем, не от нас, хоть мы и озабочены поиском подходящего места для дегустации арбуза, а от многочисленных, или даже бесчисленных стад овечек, коз и коров. Снова все чаще и чаще встречаются ремонты, причем в ряде мест явно идет расширение проезжей части до четырех полос – это несмотря на то, что трафик тут минимален. Единственный минус – ремонты в этой части Турции обозначены не по-европейски, загородками-мигалками, а более понятным нам знаком «ремонтные работы». В какой-то момент влетаем на полосу свежерассыпанного гравия, но хорошо укатанного, так что сброшенную скорость постепенно увеличиваем до крейсерской, притормаживая, разве что, перед встречными, чтобы не огрести камнем самим или не засветить, наоборот, им, благо встречных немного. А за гравием - полоска черного асфальта, неестественно блестящего на солнце. И не асфальта вовсе. Черный, абсолютно жидкий, только что разлитый битум. Метров через 500 соображаю, что я идиот, что надо бы сбросить скорость до минимума, но поздно. Заднее стекло уже покрыто точечками осевших капелек битума. Ремонт тянется километров десять, потом заканчивается, и мы, наконец, находим подходящее для арбуза место.



   




Но занятие на вечер мы себе сегодня придумали – машина вся в черную битумную точку. От Эрзурума мы отъехали уже на без малого триста километров, и следующей нашей целью является кратер Немрут, заполненный одноименным озером. Тут вот оговорюсь, чтобы не было путаницы. Озеро Немрут не имеет никакого отношения к горе Немрут Даг с остатками древних каменных статуй, это озеро, заполнившее кратер вулкана. Подсказчик советует нам повернуть налево с трассы из Эрзурума, упирающейся в развилку трассы Ван – Битлис перед этой самой развилкой, что мы и делаем, попадая на невнятную дорожку, на которой сразу исчезает асфальт. Спрашиваем местного пастуха, он уверенно показывает на эту дорогу. Но мне как-то боязно, на карте ее нет, и я решаю вернуться. Пастух недоуменно смотрит вслед, машет, но мне кажется, к кратеру, который является значимой природной достопримечательностью, дорожка должна бы быть получше, чем колея между камней. Возвращаемся к трассе, которая тут же приводит нас к развилке, на которой стоит комплекс – заправка, мойка, кафешка. Отмечаем, что есть мойка и решаем посетить ее вечером. Еще через пять километров – новый перекресток, тут расходятся дороги, идущие по разным берегам озера Ван. Прямо – вдоль северного, направо – вдоль южного. А нам вообще налево, но дорожка снова настолько невзрачна, что я пропускаю поворот дважды. С грехом пополам находим ее, на ней тут же, как и на предыдущей заканчивается асфальт, и мы попадаем в совершенно восточную деревеньку, совершено бедную, дома в ней напоминают нам Евфратские деревеньки Сирии, а в придорожной пыли играют детишки, столь же очаровательные, сколь и чумазые. За деревенькой начинаем карабкаться вверх, крутыми серпантинами, вдоль опор канатной дороги. В какой-то момент справа открывается озеро Ван во всей своей красе





Очарованные красотой, поворачиваем головы, фотографируем, и я лишь боковым зрением чувствую, что на дороге еще кто-то есть. Такой вот пешеход – тихоход шел по своим делам, пересекая проезжую часть в неустановленном месте.





Познакомимся поближе? Средиземноморская, она же кавказская, она же греческая черепаха





была изучена и рассмотрена со всех сторон, но почему-то совсем нас не боялась, несмотря на то, что занесена в Красную Книгу.





Отпустив ее, мы продолжили свой путь, а она свой. Наш же путь лежит дальше вверх, к вершине Немрут, вернее, не к вершине, а к перевалу через стенку кальдеры древнего вулкана. Альтиметр в верхней точке показывает 2500, вправо, почти в километре под нами озеро Ван, а влево дорожка спускается внутрь вулкана, где на высоте 2200 живет вулканическое озеро Немрут.





Пока шел от машины к точки съемки озера, споткнулся о камень. И аж сердце екнуло – «камень» вдруг пополз, нехотя, обиженно так.





А потом он выполз на дорожку – рассказать другому «камню» о бесчинствах русских туристов, позволяющих просто так пинать краснокнижную живность.





Само же озеро достаточно живописно,





велико (12 квадратных километров)





и булькает





           Все же расскажу чуть-чуть. Когда-то, 200 тысяч лет назад, извержение вулкана Немрут привело к выбросу лавы, поток которой перекрыл сток вод из Ванской котловины. Именно это и привело к образованию озера Ван. Но про Ван поговорим, когда попробуем его воду на вкус, а вот вершина самого извергнувшегося Немрута обвалилась внутрь, образовав круглую кальдеру. Вулкан, тем не менее, продолжает жить (бульки на поверхности), упоминания о его извержениях есть и в армянских, и в курдских источниках, причем сравнительно недавних (15-16 веков). Одно из последних извержений отделило от основного озера другое, малое (там, где бульки), а еще мы и третью лужицу заметили





с дороги, идущей по эдакому псевдохребту между озерами. Вот оттуда же вид на основное озеро (против солнца, как и учила меня именно в этот момент снимать kireeval





Вода в озере тоже необычна – оно бессточно и питается как талым снегом сверху, так и горячими источниками снизу, из самой преисподней. Надо сказать, что озеро очень глубоко, аж 176 метров, А поскольку котлы преисподней продолжают кипеть и разогревать озеро снизу, то и температура воды по глубине неравномерна. Летом оно теплое у поверхности, потом, по мере погружения где-то до 70 метров оно охлаждается до мировых 3 с половиной градусов жары, а потом снова начинает нагреваться. Нагревается же оно от адских машин, не снабженных пока еще катализаторами отработавших газов, поэтому не только нагревается, но и постепенно перестает быть пресным, и становится похожим по составу воды на своего большого содового брата – озеро Ван. Опять забежал.



           Пора назад. Последний взгляд на чудо природы с верхушки кальдеры против солнца





новый взгляд оттуда же на озеро Ван





И спуск вниз, к развилке, с остановкой разве что для съемок совершенно самостоятельного, как и черепашки, ослика, идущего нам на встречу по только ему одному известным делам с грузом на спине.







Спускаемся вниз, к той развилке, на которой была замечена мойка. Мойка тут под открытым небом, она же и шиномонтаж по совместительству, и работают тут два человека – парень лет тридцати пяти, и пацан лет двенадцати, наверное, сын. Большинство клиентов тут дают парню монетки, и сами отмывают свои автомобили из «керхера». Глядя на нашу машину, парень цокает языком и машет головой. По-английски он не бум-бум, но тут на помощь приходит сын. С трудом (какой там в двенадцать разговорный), но парень объясняет, что очень много работы.



– Еще бы, – говорим мы. – Мы заплатим.



– Времени много уйдет. Оставляйте на ночь.



– Нам ехать надо. Вы начните, а мы подождем, сколько надо. – Долго уговариваем друг друга, в результате соглашаемся с тем, что уйдет на работу не меньше двух часов. Цену ребята назвать отказываются – кто его знает, сколько времени уйдет на самом деле. Мои девчонки тем временем разузнают, что рядом есть ресторанчик, где все из барашка. Пацан бежит за бензином – битум они будут смывать им. А мы поворачиваемся в сторону ресторана и слышим резкий глухой удар…



Заправка здесь, как и во многих местах на трассах, стоит на островке, на который въезд и выезд разделены. Ну, типа, въезжаете по одной дорожке, а выезжаете по другой. Между въездом и выездом тут скопились фуры, так, что они стояли ближе к дороге, отделяя собой обочину от заправочного пространства. На въезде замешкалась еще одна фура, и нетерпеливый чудак решил объехать это все, заскочив на заправку с дальнего, встречного въезда. Из которого, заправившийся и довольный, выезжал размеренно пикапчик. Настолько размеренно, что даже не стал тормозить перед невесть откуда появившемся чудаком. «Бабах», однако, быстро перерос в громкий спор между водилами пострадавших автомобилей, они встали друг напротив друга и стали орать, помогая себе в этом руками. Эдакие Шараповы наоборот. Все остальное население бензоколонки, побросав свое занятие, будь то удерживание заправочного пистолета в баке, или поедание барашка в соседнем ресторанчике, высыпало наружу и окружило спорщиков, образовав таким образом корт. Но пока еще не ринг, ибо соперники не приближались друг к другу на расстояние, позволяющее нанести джеб или свинг. Бросил, было, свое занятие и наш мойщик, но быстро остыл и вернулся к работе. И мы уже, было, пошли в ресторан к вожделенному барашку, когда на заправке нарисовалась полиция. Две минуты. Ну, хорошо, три. Ничего не значащий инцидент, не мешающий движению. Километров по 15 до ближайших городов. И кто тут развивающаяся страна? Полиция что-то пишет, мы идем в ресторанчик, а пока поднимаемся по ступенькам, полиция уже уезжает. Все.



Ресторан тут, скорее, шоферская столовая, с огромным залом и скромным прилавком. Нам же указывается место в отгороженном высокой ширмой пространстве зала. Из барашка есть кебаб. И снова к нему громадное блюдо порезанных овощей. Берем на пробу еще холодный суп на йогурте с огурцами. Он достаточно кислый, но неожиданно хорошо воспринимается в жару. А о барашке я опять промолчу. Впрочем тот, первый, конечно, вне конкуренции. Сидим мы долго, час, наверное, нам приносят еще и еще чаю, вываливаемся в изнеможении на улицу, а навстречу нам мойщик, с черными по локоть руками. Пока он отмывал битум, пацаненок успел вылизать весь салон. Мне с трудом удается его остановить, и я жду приговора. Парень называет цену и выжидательно смотрит на меня. Сорок лир. То есть чуть больше двадцати долларов. Или 600 рублей. Сволочь я. Испортил турок. Дал пятьдесят.



Мы сытые и довольные, барашек урчит в желудках, машина блестит, правда, слегка попахивает смесью бензина и битума, но это пройдет. Мы на развилке. Нам глобально налево, к Татвану и дальше, вдоль южного берега Вана на восток. А направо, меньше чем в 15 километрах, Битлис. Когда-то в юности мне в руки попалась книжка Раффи «Искры», про Армению второй половины 19 века, накануне грозных потрясений. Там впервые и появились для меня эти названия – Ван, Битлис, Карс. Признаюсь, я не нашел при подготовке к путешествию ничего такого, для чего надо было бы ехать в Битлис. Но, будучи в 15 километрах, я не нашел в себе сил не заехать.



Битлис был армянским до 80-х годов позапрошлого века, но даже первая волна погромов 94-96 годов не заставила армян покинуть его. На начало 20-го века их тут оставалось 15 тысяч, из 40 тысяч общего населения. В 1915-м армянское население было истреблено полностью.



Битлис оказался достаточно уютным, чистым и даже, я бы сказал, весьма симпатичным городом, расположенном на холмах. Кривые центральные улочки – лавки, торговля. А пиво я последний раз пил в Одессе… Закупаем нехитрые продукты в дорогу, и я спрашиваю в магазине о пиве. Продавец машет головой – у них нет.



– А где есть? – торговец ведет меня на улицу и, показывая на соседнюю дверь, выставляет два пальца. Ага, на второй этаж. Темная обшарпанная лестница приводит в комнатушку с пустой и темной барной стойкой, широкая арка ведет в столь же пустой и столь же темный следующий зал - со столиками. Я уже было, не заметив никого, собрался возвращаться, но зал оказался обитаем – в дальнем углу за столиком сидели три парня. Один из них встал и подошел ко мне с вопросом



– Вы что-то хотели?



– Я хотел бы купить пиво.



– Эфес? С собой?



– Да. Да.



После этого каждая бутылочка была завернута в газетку – наверное, все-таки, для сохранения холода, или чтобы не стучали, а вовсе не из конспирации, о которой и думается в этом полумраке, и аккуратненько уложена в черный полиэтиленовый пакет.



Возвращаемся, третий раз проезжаем заправку, поворачиваем в Татван. Пора бы и на ночлег. Татван – город, сосредоточенный практически на одной улице, идущей вдоль берега озера. На этой улице, или в непосредственной близости от нее и расположены отели. Наугад тыкаем в какой-то отель, он оказывается весьма приличным, дешевым, но… мест нет. Вернее, один маленький номер. Служащий предлагает поискать нам номер по телефону, но я зачем-то отказываюсь – Турция, а в ней, как известно, нет проблем с отелями. Но и мест в следующей гостинице тоже нет.



– А можете позвонить в соседние? – служащий смотрит на меня, потом предлагает выйти на улицу и показывает рукой на предыдущий отель. А я так и не понял, предложил ли он мне его как альтернативу, или указал место, где постояльцев не посылают, а соглашаются позвонить по соседним отелям.



Третий отель был приличен снаружи, недешев, но внутри оказался больше похожим на ночлежку. Экспериментировать дальше не стали. Чтобы пиво окончательно не согрелось. Спокойной ночи.





Продолжение следует


  • 1
Интересное озеро. Спасибо за репортаж

  • 1