kvastravel (kvastravel) wrote,
kvastravel
kvastravel

Category:

Шум-гора. Часть 1, знакомство.

Шум-гора.

«Волны катятся одна за другою

С плеском и шумом глухим;

Люди проходят ничтожной толпою

Также один за другим».

М.Ю.Лермонтов, «Волны и люди».

Часть 1. Знакомство.

«Земля, природы мать, - ее ж могила:

Что породила, то и схоронила».

Уильям Шекспир, «Ромео и Джульетта»

(Перевод Щепкиной-Куперник).

             21 августа 2007 года, Сиань, КНР. Экспедиция Альпклуба МИФИ «Тибет 2007», члены которой впоследствии организовали Фонд и Экспедиционный Центр «Русь Исконная», уже 4 дня стоит на казахско-китайской границе в ожидании добра от таможни. Мы с женой через Шанхай прилетаем в Сиань в надежде, что три наших внедорожника преодолеют-таки кордон китайской бюрократии. Но нет, граница на замке, и мы решаем потратить два дня на знакомство с древней китайской столицей, чтобы затем выдвинуться к ним навстречу.

Сиань - один из древнейших городов мира, некогда самый крупный его город, в окрестностях которого, на небольшом удалении от современного центра, в нынешних пригородах, располагались последовательно столицы 13 китайских государств. Здесь правили династии Чжоу, Цинь, Хань, Суй, Тан… Ответ на вопрос, почему все древние китайские царства избирали своим центром именно это место, чрезвычайно прост. Здесь находилось начало Великого Шёлкового Пути. Здесь была его восточная оконечность. Здесь формировались караваны идущих в Индию, Персию, на Ближний Восток и в Европу торговцев, здесь находился пункт назначения караванов, идущих с запада. Здесь был центр мира.

             Самой главной достопримечательностью современного Сианя, безусловно, является Терракотовая Армия. Я думаю, не будет преувеличением назвать Терракотовую Армию одной из самых удивительных и значительных достопримечательностей всего нашего Подлунного Мира, если вообще не самой значимой, на сегодня.

Рис 1. Терракотовая Армия.


Рис. 2 Терракотовая Армия.

Март 1974 года, окрестности горы Лишань, Сиань, КНР. Три крестьянина из ближайшей деревушки, и среди них Ян Чжифа, были посланы местной коммуной в поле – для «облагораживания почвы». А поскольку почва там не ахти какая – камни да песок, да постоянные засухи, - крестьяне стали копать колодец. «Копали два дня, и на второй день, докопав на два метра в глубину, я натолкнулся на нечто вроде горлышка глиняного горшка, как мне тогда показалось. Стал копать дальше, и из земли показалось какое-то изваяние. Мы подумали, что это изображение божества. При нем были еще различные орудия. Принесли благовония и стали ему молиться, чтобы задобрить. Потом все-таки решили проверить, имеет ли находка какую-то ценность. Погрузили на три телеги и повезли», - рассказывал на стойке музея в Сиане сам Ян Чжифа, 70-летний на тот момент (2007) неказистый старичок. За свою находку он получил чек на 30 юаней, но впоследствии, в 90-х, когда открыли музей, он получил место служащего и почетное право рассказывать, как это было.

21 августа 2007 года, Сиань, КНР. Экскурсию по Сианю и Терракотовой Армии нам проводит 40-летний хозяин книжной лавки, выходец из Гонконга, потому и со сносным английским. Дальше с его слов. Сама Терракотовая Армия находится на окраине Сианя, в пяти километрах от горы Лишань. Раскопки захоронения проводились на тот момент в два этапа – в 1974 – 1984 и в 1985 – 1986 годах. Тогда на свет были извлечены более 8 тысяч глиняных скульптур воинов в доспехах, с индивидуальными чертами лица. Когда подземные полости вскрывали, статуи были покрашены, но стоило свету коснуться их, скульптуры блекли, а краска осыпалась. Так они теперь и остались серо-коричневыми. И это – в пяти километрах от горы, которая…

Гора Лишань - гора рукотворная, это курган. Глину для статуй, считалось, тоже брали оттуда, однако впоследствии ученые доказали, что статуи были изготовлены в разных частях Империи. По смерти Императора Шихуанди, в 210 – 209 годах до н.э., все его терракотовое войско было захоронено вместе с ним в этом кургане, ставшем горой Лишань. Вместе с глиняным войском Император забрал с собой внутрь горы и 48 наложниц, погребенных заживо. В 1990 году Правительство Китая приняло решение раскопки прекратить. Во-первых, дабы не уничтожить памятники при вскрытии – надо подождать, пока технологии позволят определить, как и что вскрывать. А во-вторых… Ну, в общем, общество должно быть готово к тому, что там может оказаться. Представляете: если в пяти километрах от центра захоронения обнаружились 8 000 скульптур, то что там, в самом центре? Впрочем, это все со слов экскурсовода, не противоречащих, тем не менее, прочитанному мной впоследствии.

Третий этап раскопок всё-таки начался уже после нашего визита в Сиань – 13 июня 2009 года. Но и этот этап не касался самого захоронения Императора Шихуанди – копать там, по мнению китайских ученых и обществоведов, еще рано. Однако уже стало можно смотреть на внутренности захоронения неразрушающими методами – технологии позволяют.

Император Цинь Шихуанди начал готовиться к своим похоронам задолго до смерти – о создании кургана он задумался в свои 13 лет. Оно и немудрено: вся территория вокруг Сианя изобилует курганными гробницами правителей, как до Шихуанди (ранние датировки курганов – с 5 века до нашей эры), так и после. Таких курганов - гробниц, подземных мавзолеев, «пирамид», -  в окрестностях Сианя больше сотни. Решение об их вскрытии, слава Богу, пока отложено.  Что же до самого́ Императора, то мысли о вечном не мешали ему в земной деятельности: именно Цинь Шихуанди положил конец 200-летней эпохе Воюющих Царств, создав и возглавив первое централизованное китайское государство и тем самым соединив, наконец, Великую Китайскую Стену в единое целое. На стройках же  гробницы, по оценкам, трудилось около 700 тысяч человек. Впрочем, основанная им династия Цинь, несмотря на гигантские  приготовления к вечной жизни, пережила Императора только на четыре года, после чего Китай снова погрузился в междоусобицы и раздробленность.

Внутрь кургана пока нельзя, никому. А вот на вершину – можно,


Рис 3. Гора Лишань, фото из Википедии, автор: wit - https://www.flickr.com/photos/-wit-/239198883/, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7626666

- свечку Царю-Объединителю поставить.


Рис 4. Свечка Императору.

        Июнь 2021 года, Москва, Россия. Зачем я столько написал о Шихуанди? В России тоже есть подобный объект. Наверное, не столь огромный по масштабам,  но по своей значимости для истории, как нашей, так и мировой, он не менее важен. Слава Богу, и у нас есть ученые и правители, не менее мудрые, чем китайские. Вот уже почти полторы сотни лет они не дают своего согласия на его открытие, справедливо полагая, что еще не время, ограничиваясь неразрушающими методами исследований.

Это тоже курган. Возможно, содержащий в себе гробницу. Различные методы исследований показывают возможность наличия внутри полости, похожей на склеп. И что совершенно достоверно доказано, курган рукотворный. Шум-гора.


Рис 5. Шум-гора.

( Взято отсюда - https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/batetskiy/shum-mountain/ )

             Не цепляйтесь пока к табличке: надпись про «сакральное – погребальное» мы еще обсудим, поскольку версий несколько. Основные из них две: Погребальный Курган и фортификационное сооружение (крепость). Но противоречат ли они друг другу?

«Гора» не столь впечатляюща, как Лишань – тут примерно 14 метров высоты и примерно 70 метров в диаметре основания. Но вот ее расположение… Смотрите на карте.



Рис. 6. Луга, Шум-гора и Новгородские Волочки.

             Видите, что Шум-гора находится на Луге, в ее верхнем течении? А из Шелони по Мшаге и Кибе сюда приходит волоковой путь из Новгорода. Вот это место более подробно:



Рис. 7. Новгородские Волочки.

             По моему скромному мнению, в определенный период времени, а именно с конца 9-го века (призвание Рюрика, а, возможно, и раньше) и до века 11-го именно путь из Новгорода в Балтику Лугой, а не Волховом, имел основное, первостепенное значение. Тогда становится понятно, что это такое – Шум-гора, раз она находится в непосредственной близости от выхода этого пути через волоки в магистральную Лугу. Вот это я и попробую рассмотреть ниже. А Шихуанди… Ну так понятно, раз Великий Шёлковый путь начинался оттуда, то там  место и столиц, и гробниц. А здесь? Но сначала надо посмотреть, что окружает Шум-гору: в Сиане Лишань окружают столицы царств и курганы. А здесь?

             Сентябрь 1880, Санкт-Петербург, Российская Империя.   В этот год в Известиях Императорского Русского Археологического Общества, в 4-м выпуске 9–го тома, выходит статья М. И. Быстрова «Остатки старины близ Передольского погоста, Лужского уезда, Санкт-Петербургской губернии (описание курганов и кладбищ этой местности)». Быстрова, конечно, привлекает Шум-гора, но проведенные им исследования местности впечатляют немногим меньше. Вся та местность, которая окружает Шум-гору, вводится в археологический оборот под названием Передольский Погост. Ниже – рисунок из текста доклада Быстрова.



Рис 8. Передольский Погост по М.И.Быстрову.

А – общий план погоста с ближайшими окрестностями;

Б – план «большой сопки»;

В – вид на Передольские сопки с запада

На этом плане Быстров фиксирует, кроме самой Шум-горы, еще три нетронутых кургана и несколько - распаханных крестьянами. Кроме того, территорию непосредственно у курганов занимает кладбище, которое местные жители зовут «Городок».

             В период с 1927 и по 1959 годы эта территория обследуется советскими археологами и паспортизируется – здесь выявляются шесть рукотворных курганов. Начиная с 1975 года на Передольском погосте идут постоянные работы Новгородского отряда ИА АН СССР. И наступает 1984-й год.

             1984 год. Новгород – Луга, СССР. На Передольском погосте начинает работы Надежда Игоревна Платонова, известный историк и археолог, чьи интересы лежат в области истории и археологии Северной Руси. Ее экспедиции описывают Передольский погост, выводя его в разряд крупнейших протогородских поселений Новгородской земли рубежа 1- 2 тысячелетий. «В X в. на северо-западе Новгородской земли возникает и быстро развивается целая серия крупных поселений, которые можно трактовать как локальные административные центры. Их основными характеристиками являются: а) сравнительно большая площадь (по крайней мере, для периода, указанного выше); б) явно прослеживаемые остатки ремесленноторговой деятельности; в) сочетание (как правило) укреплений и обширного открытого посада». Передольский погост в ряду таких поселений занимает крупнейшее место: он содержит собственно городище и прилегающий к нему посад и занимает площадь примерно в 10 га. Вблизи (100-120 м) территории этого посада обнаруживаются следы тех самых «распаханных» курганов, но в непосредственной (от 300 м) близости от собственно посада Платонова описывает еще 10 нетронутых сопок. Центральное место среди них и занимает Шум-гора. Но еще немного о самом городе.

             «Городище. В древности Передольское поселение делилось на две части безымянным ручьем. Возвышенный мыс по левому берегу ручья, при впадении его в Лугу, представляет собой остатки небольшого городища, ныне полностью занятого кладбищем (рис. 2—4). Название урочища зафиксировано М. И. Быстровым. По его словам, оно «исстари носит особое, специальное название ,,Городок“» (Быстров 1880: 385). Верхняя площадка городища занимает около 900 кв. м. По форме она представляет собой неправильный четырехугольник. Северный и восточный склоны мыса достаточно круты и обрывисты, а с напольной стороны городища еще и сейчас можно наблюдать продольное возвышение, представляющее собой остатки вала». Кладбище на Городище сыграло пагубную роль для современных исследователей – рытье могил, активно начавшееся с 16-го века, нарушило культурный слой. Поэтому Платонова сосредоточила раскопки на примыкающем к городу посаде, не столь пострадавшем от предыдущей деятельности.

             Культурные слои посада ей удалось датировать X веком, определить, что жизнь посада имела городской ремесленный характер, что подтверждается многочисленными находками и артефактами – железными орудиями труда и инструментами, гончарными изделиями и т.д., со значимым содержанием скота. Кроме того, раскопки говорят о грандиозном пожаре как раз на уровне X-го века. Очень интересны, в том числе и тем, что проанализированы технологически, металлические изделия и ножи; сделан вывод о высоком уровне металлопроизводства в посаде, включая элементы легирования и варки стали.

             В общем, это был достаточно большой ремесленный город, с оборонительными сооружениями; город, посад которого можно смело датировать началом 10-го века.



Рис 9. Передольский Погост по Платоновой («Древнерусский протогородской центр на Передольском погосте, Н.И. Платонова, Т.А. Жеглова, Ю.М. Лесман, Труды Института Истории Материальной Культуры, Том XXIV, Санкт-Петербург, 2007, стр 144).

             В раскопках Платоновой обнаруживается, а впоследствии описывается огромная коллекция украшений, керамики и пр. В общем, полноценный город. Находятся в раскопах и монеты, большей частью – саманидские дирхемы. Но это не единственные находки монет.

             2001 год, с.Заполье (Передольский Погост), Россия. Во время глубокой вспашки поля (ох, почти как у Ян Чжифа) местными крестьянами, в составе которых – краеведы С.С. и М.С. Алексашины, плуги выворачивают с суглинком россыпь монет. Среди них – аббасидские монеты ал-Мутамида, 870—892; аббасидские монеты, Харун ар-Рашида, 786—809, Мадинат ас-Салам; саманидские монеты Исмаил ибн-Ахмада, аш-Шаш, 898 и 899 гг. и ряд других. В группу этих находок попадают не только монеты, но и застежка - малая бронзовая литая круглая фибула со следами позолоты (конец 9 – 970 гг). Такие фибулы бытовали у жителей Бирки – центра скандинавской торговли того времени, район современного Стокгольма. Попадается и скобка с кружевным орнаментом, также распространенная у жителей Бирки.

             Описание Передольского погоста я закончу удивительным фактом. Во всех находках монет на погосте, как и на всей Луге вообще, не найдено никаких монет периода Древней Руси, кроме арабских или персидских. Надо сказать, что клады по всей Древней Руси преимущественно состоят из арабских или персидских монет, но на Луге других просто нет. А вот застежки – безделушки – пуговки из варяжской (скандинавской) Бирки имеются. Давайте это запомним самым тщательным образом.

На окраине этого города и возникает Шум-гора (или город вблизи Шум-горы). Давайте посмотрим теперь на Шум-гору. Может показаться странным, что при всем обилии интереса к этому месту последние полторы сотни лет, она оказалась не вскрыта. На самом деле, гораздо больше, чем полторы сотни, это будет видно из легенд и сказаний, бытующих вокруг нее. Почему? Все дело в самом строении Шум-горы.

4-8 декабря 2009 года, Санкт-Петербург, Россия. В эти дни в Северной столице проходит Международный российско-литовский семинар «Археология и история Литвы и Северо-Запада России в раннем и позднем средневековье». На этом семинаре большая группа российских ученых, представляющих ФГУНПП «Геологоразведка», Институт Материальной Культуры РАН и С-ПГУ представляют доклад, явившийся результатом длительного инструментального исследования. «Комплексные геофизические исследования кургана «Шум-Гора»». Собственно, в период с 2003 по 2009 годы на кургане были проведены работы методами сейсмической томографии, магниторазведочными и электроразведочными методами, в результате интерпретации которых была построена археолого-геофизическая модель кургана.



(рисунок из указанного выше доклада, стр. 88)

То есть, курган имеет двухуровневую террасную структуру; начиная копать горизонтальный шурф от подошвы, вы неминуемо уткнетесь в валунную (или из тяжелых известняковых плит) кладку, которой выложено основание, и пройти которую без тяжелой техники невозможно. Открытие же кургана сверху приведет к его неминуемому уничтожению, так что открывать его действительно нельзя. Что же касается «обрушенной погребальной камеры», то авторы весьма осторожны: они не склонны считать курган однозначно  погребальным, возможно и его  фортификационное предназначение. Этому предназначению посвящена весьма интересная работа  В. Я. Конецкого, С. В. Трояновскго ««Большая сопка» Передольского погоста в контексте социально-политической истории Новгорода на рубеже XI—XII веков» // Новгородский исторический сборник. — Великий Новгород — Выпуск 13 (23). — С. 3-19, 2013, вышедшая в 2013-м году. Но к ней мы еще вернемся.

             Перед тем, как перейти к любимому мной логистико-географическому анализу всей ситуации вокруг Шум-горы, с неминуемыми экскурсами в историю, нам надо сделать еще кое-какие замечания. А именно рассмотреть связанные с горой легенды и предания.

             К легендам и устному народному творчеству надо относиться аккуратно, в том смысле, что использовать его как доказательную базу точно не получится. Но, как мне кажется, в абсолютно любой сказке может прятаться зерно истины, нередко специально туда помещенное и даже завуалированное и «присыпанное» вымыслом. Два примера таких былин я особенно люблю: это легенда о Кие и начало Пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» - там, где дуб у Лукоморья. О Кие  расскажу обязательно, о дубе – если спросите. Но пока посмотрим на легенды Шум-горы.

             Легенды и поверья Шум-горы. Давайте начнем с конца – со дня сегодняшнего. Паломников, посетителей и зевак на Шум-горе немало, тем более что описанные исследования создали некий ореол таинственности вокруг этого места. Наверное, и я этой статьей подливаю масла. Растущая на вершине кургана берёза увешана ленточками. Традицию повязывать ленточки в неких знаковых местах я рассматривать не буду, хотите – ищите корни в заимствованиях у буддистов, хотите – вспоминайте духов, берегинь и богиню Ладу. Я так думаю, что это просто поветрие, нравится людям так выражать свои чувства – вот и вошло в обиход.


Рис 11. Берёза на Шум-горе. фото отсюда - https://news.novgorod.ru/articles/read/529.html

Другое поветрие – оставлять на камнях, особенно, необычных, тем более со следами чего-то, монетки. Тут тоже можно найти аналоги в истории верований: финно-угорские народы бросали в захоронения родичей не просто горсти земли, но горсти земли и монет. Этот обряд практиковался по всему северу и северо-востоку, описан он и в исландских сагах времён проникновения викингов в Подвинье и Бьярмию. Причем это именно те времена, когда как раз и существовал Передольский погост. Что же до камней, то тут их много; часть из них содержит следы, которые можно интерпретировать как письменные. Упомянутые мной краеведы Алексашины из соседнего села собирали такие камни по всей округе Передольского погоста и складывали  у себя на огороде. В общем, вопрос, где этим камням лучше, я оставлю без ответа.


Рис 12. «Денежный камень», фото отсюда - https://news.novgorod.ru/articles/read/529.html

             Есть предание, что земля кургана Шум-горы священна, обладает магической силой и способствует исцелению от глухоты. Поэтому сюда идут паломники, а на Троицу приходят верующие с Крестным ходом. В 2015 году на вершине сопки был даже установлен крест с феерической надписью «первому христианскому правителю Руси благоверному князю Рюрику-Георгию от потомков». Я тут рискую навлечь на себя гнев «оскорблённых чувств верующих в христианскую благоверность Рюрика-Георгия», но и оскорбление моих чувств верующего в здравый смысл элементарными невежеством и дремучестью, прошу тогда тоже учитывать. Судя по более поздним фотографиям, крест всё-таки демонтировали. Но у этой истории есть несколько отсылок к более старым сказаниям.

             На вершине кургана во времена Быстрова тоже стоял крест. А еще раньше – часовня. Легенда говорит о том, что стоявшая здесь еще раньше, до Смуты, церковь провалилась во время богослужения, поскольку прихожане чем-то прогневили Господа. После этого и возникло поверие, что если приложить ухо к земле, то можно услышать шум или даже колокольный звон. Другая версия гласит, что это не прихожане прогневили Бога, а неприятель-безбожник напал столь внезапно, что разрушил церковь со всеми ее посетителями. А разрушив, забросал тела и обломки землей. Так и вырос курган, из глубин которого доносится шум, похожий на стон. Отсюда и название – Шум-гора. Однако это название кургана фиксируется только с середины – конца XIX века; даже во времена Быстрова чаще ее называли просто Большой сопкой, Большой горой, Вилией горой, Передольской сопкой, Крестовой сопкой. И Рюриковой могилой. Последнее название тоже достаточно позднее, больше оно стало употребляться с ростом популярности этого места в последние десятилетия, хотя фиксировалось  и раньше. Связанная с ним легенда гласит, что именно тут был похоронен погибший в бою Рюрик:

             «— Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке «Каменья» с огнями, на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу…» Впрочем, в рассказах местных жителей летописный Рюрик порой заменяется сказочным «князем Юриком». На самом деле, легенд вокруг Шум-горы великое множество – и нечистая сила там живет, и это вообще братская могила погибших в боях с литовцами русов, товарищи которых насыпали курган над погибшими (непременно шлемами или шапками)… Давайте посмотрим, как назначение кургана трактуется исследователями.

             Две официальные версии назначения Шум-горы. Первая версия – наиболее старая, классическая: Шум-гора – погребальный курган. В принципе, ни одна из легенд этому не противоречит, если не уточнять, кто именно в нем погребен. Что до Рюрика, то все версии о его могилах (а их есть еще несколько – в Карелии, в Старой Ладоге) – догадки и легенды, причем практически недоказуемые, так что и отвергнуть их  совсем не получится. Другая версия высказана совсем недавно в упомянутой уже статье В. Я. Конецкого и С. В. Трояновскго, предположивших, что это оборонительное сооружение по типу распространенных к западу от Эльбы частных за́мковых владений – motte. То есть, это остатки феодальной крепости - «крепостцы», охранявшей собственные частные земельные владения князя – феодала, по типу западноевропейских, тогда как большая крепость – Городище – контролировала важный общественный объект, путь из Новгорода Лугой в Балтику, и город, стоящий у ключевой точки этого пути – у выхода Новгородских Волочков в Лугу. Авторы этой версии идут дальше, называя даже имя потенциального собственника этих земельных наделов – князя Мстислава Великого (Владимировича), сына Мономаха. В пользу этой версии говорит и его происхождение – матерью Мстислава была Гита – дочь последнего англо-саксонского правителя Англии Гаральда Гудвинсона. Связь Мстислава с матерью была столь велика, что западные источники называют его Гаральдом, в честь деда, а резкий прозападный крен виден в его правление невооруженным взглядом, и в религии, и в культурной жизни. Кстати, с именем Мстислава-Гаральда связывают и распространение на Севере Руси культа Николая Чудотворца, храмы в честь которого стали визитного карточкой всего Русского Севера («от Холмогор до Колы 33 Николы»). Именно в правление Гаральда-деда в Англии и Ирландии распространяется культ Святого Николая. И крепости motte распространяются в Англии в это же время.

             Я не буду дискутировать с авторами этой статьи; мне кажется, что в обеих версиях есть много общего. Если это погребальный курган, то, очевидно, это погребение кого-то весьма знатного, скорее – князя. И конструкция кургана непроста, и по размерам он превосходит многие подобные курганы, являясь едва ли не самым большим на территории всей Северной Европы. А если это феодальная крепость, то, очевидно, феодал должен быть княжеского рода. Дальше я попробую включить логистико-географический анализ: мне кажется более интересным вопрос самого положения Шум-горы (и города при ней), и, следовательно, ее значения в истории. А конкретное назначение кургана может проявиться, как дополнение к этому значению.

Часть 2.Шум-гора. Анализ - следует.

Tags: Водно-волоковые пути, Луга, Новгород, Питер, история, по России
Subscribe

promo kvastravel january 15, 2019 17:01 1
Buy for 10 tokens
Есть. После некоторого дружественного футбола (зачеркнуто) обмена мнениями с издательством, книжка "Были и небылицы" (Серия "Мои Кольца. Мозаики") опубликована в Ридеро, Там она уже есть и ее можно купить, а в Литресах-Озонах-Амазонах и прочих апсторах появится через недельку.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments