kvastravel (kvastravel) wrote,
kvastravel
kvastravel

Category:

Историко-географический обзор ВВП. Очерк пятый - Реки Европы. "Из варяг в греки"

Очерк 5. Реки Европы. «Из варяг в греки».


В начало (1-й очерк. Введение)

В предыдущий очерк (4-й очерк. Движение Москвитина. Часть 2)


1. Реки Европы.


           Итак, мы с вами в Европе и в конце 1 тысячелетия.  Вы правильно догадались, сейчас я возьму фломастер и начну обводить крупнейшие европейские реки и их притоки. Но, для начала, давайте как-то ограничим территорию нашего рассмотрения: Европа слишком велика. И первое замечание. Несмотря на то, что мы рассматриваем водно-волоковые пути Руси, нам придется залезть в сопредельные страны. Тут нет никакого злого умысла, мы же на первое место поставили географию, которой всё равно не только то, кто проживает на предоставленной ею территории, но и то, как люди провели границы, если только они не совпали с географическими. Ну, так давайте ограничим территорию нашего рассмотрения именно географическими границами - горными системами.



Ограничить не сильно получилось, да? Ну, тогда и не ругайтесь, когда я буду «залезать» в своем рассмотрении на территории других суверенных государств. И тут дело не только в том, что Древняя Русь является «праматерью»  (по крайней мере, одной из) сразу нескольких суверенных сейчас государств. По большому счету, Древнюю Русь надо считать именно прародительницей; вряд ли стоит считать современную Россию прямым ее продолжением, как и современную Украину и современную Белоруссию. Примерно так же, как болгары считают своей прародительницей Великую Булгарию Причерноморских степей (а Волжскую Булгарию, прародительницу современных Татарии и Чувашии – двоюродной тёткой), а венгры – Югру. Но дело еще и в том, что нам придется залезть и в Польшу (а немного и в Германию), и в Прибалтику, и в Финляндию. Но, повторюсь, никакой политики тут нет, только география. Из рисунка вы видите, что никакой физической границы на северо-западе попросту нет; на юго-западе она открыта Нижнедунайской низменностью, на востоке – Уральские горы, но и они имеют, как мы видели раньше, проходы. Надежно закрытый, казалось бы, Кавказскими горами юг обходится морем. Но ограничивать себя таки надо. Давайте, помня о том, что мы из леса, проведем тут границу лесостепей и степей.



(Из учебника по «окружающему миру»). Совместив эти два рисунка, получим нечто такое:



По степям, как мы видим, в широтном направлении открыто вообще всё, и путей там можно нарисовать массу. Но мы всё же из леса, так что давайте ограничим себя теми путями, что по лесу и проходят. А это реки. Чтобы не загромождать рисунок, я горы и границы леса и степи сотру: оставим их в уме – для памяти.


           Перед тем, как начать рисовать реки, давайте посетим Стрелку Васильевского Острова в Санкт-Петербурге, где стоят Ростральные Колонны -



- невероятно красивый памятник, возведенный в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Впрочем, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции», так что это просто легенда, придуманная горожанами, и она так красива и органична, что совсем не хочется протестовать против включения ее в учебники истории в качестве факта.



Давайте эти четыре реки и нарисуем сначала.



Сразу бросилось в глаза, что эти реки несколько неравнозначны по протяженности; но и отличие от Сибири существенное – они бегут из центра (Волхов с Невой – последовательно) в разные бассейны. Днепр и Волга – явные Сверхреки в нашей «сибирской» терминологии. Нева и Волхов – нет. Давайте дальше рисовать. Нарисуем теперь их притоки. Для Волги – Оку и Каму – также очень большие реки. А в верхнем течении нам понадобятся Тверца и Шексна. Для Днепра – Десну (с Сеймом и Свапой) слева (орографически, т.е. по течению), Припять – справа. Рисую красным. Волхов и озеро Ильмень надо рассматривать на более подробной карте, но все же нарисую последовательно и там реки, обходя Ильмень от Новгорода по часовой стрелке – Мста, Ловать ( и Пола, она впадает в Ловать вблизи устья справа), Шелонь. Чуть потоньше красным. К Неве же добавлю Свирь – реку, соединяющую Онежское озеро с Ладожским.



Но четыре реки на Ростральных Колоннах – не все основные реки исторического движения. Сюда надо добавить еще реки Балтийского моря –  Лугу, Нарву (с Великой), Западную Двину, Неман. Также синим. Еще нам потребуются «заграничные» реки – Висла, Одер и Эльба. Тоже пусть будут синими. В Черном море нам потребуются Дунай и Днестр на западе, Дон – на востоке. Они тоже пусть будут синими; Дунай я нарисую с «красной» Моравой, А Вислу – с «красным» же Бугом.


Последним рисунком черным цветом я добавлю реки бассейна Северного Ледовитого океана, последовательно с запада на восток: Онегу, Северную Двину (с Сухоной, это сверхрека!) с притоками Вычегдой и Пинегой , Мезень и Печору с притоками Усой справа и Ижмой слева. Все притоки – красные.



Смотрим, что получилось. Я не буду, по примеру Сибири, ставить сейчас крестики – их было бы очень много во-первых, а во-вторых, карта слишком мелкая; для прецизионной расстановки крестиков надо смотреть и притоки этих рек. А их много: только из Ильменя – Ловати в Западную Двину я насчитал семь возможных вариантов движения, а из Западной Двины в Днепр – минимум четыре. Как и из Волги в Ильмень. Некоторые из этих путей мы подробно рассмотрим, когда поймем, что и куда надо везти. Нам важно сейчас другое: эта территория снова покрыта сеткой дорог, причем эта сетка имеет «выходы вовне» во все четыре стороны света. И три из этих сторон имеют свойство центров торговли, а четвертая – северная и северо-восточная сторона – источника объекта торговли, пушнины, что ценится в остальных трех. На самом деле, не только пушнины, там будут товары, возможно, и более (по крайней мере, не менее) ценные. Второе, что нам интересно – в этой сетке есть явные «концентраторы» путей. Давайте нарисуем и то, и другое. Концентраторы – желтыми овалами, а центры торговли (или поставки товара) – красными. А черным я обведу Киев: он играет тут роль не концентратора связей -  волоков, а концентратора «выхода», слияния разных путей в одну точку.



           А теперь давайте поймем, пока только из географии, какие «перекрестные» маршруты между центрами торговли могут идти транзитом по нашей территории. Но начнем с «исторического»  пути «из варяг в греки», вокруг которого, как считают учебники, и сложилось Древнерусское государство.


2. «Из варяг в греки».


           Итак, вы на острове Готланд (а это же центр торговли! Ну, или в Бирке, что в окрестностях нынешнего Стокгольма), и вам «втемяшилось»  пойти в греки, в Константинополь. Из карты видим аж четыре пути (кроме морского):



1. Этот путь описан в учебниках, как основа нашего государства… Невой – Волховом – Ловатью, волок в Западную Двинуволок в Днепр – Днепром и Черным морем в Константинополь. Путь самый длинный; на пути – Невский и Волховские пороги, пороги на мелкой Ловати, два не самых простых волока. И этот путь существенно длиннее остальных. Кроме того, морская часть по Балтике тут самая длинная, да еще и Ладожское озеро, крайне неспокойное и коварное, надо пересекать как раз по южной части, куда нагоняются северными ветрами штормовые волны.


1А. Путь Невой и Волховом можно срезать, избежав и Волховских порогов, и Ладоги, и бесконечного Финского залива. Это путь Лугой и Шелонью, ведущий в  Ильмень у Новгорода. И короче он примерно на 170, км, но он содержит еще один волок. На самом деле, у меня есть доказательство того, что этот путь использовался больше, чем Волхов – Нева, но это позже, и как элемент другого пути.


2. Западной Двиной - волок в Днепр (например, через Касплю); по Днепру – в Черное море и Константинополь. Путь убирает один лишний волок и, по отношению к первому, он  короче на 1000 км; при общей длине пути в 3-4 тысячи, согласитесь, серьёзная величина.


3. Вислой и Западным Бугом до волока в Припять. Припятью до Днепра, дальше – так же, как в первых двух. Путь самый короткий, а волок Буг-Припять – болотный и, по обустройству,  - самый простой. Путь короче 2-го на 200 км, а 1-го – на 1200.


4. По Одеру поднимаетесь до чешской Остравы, у которой переходите трехкилометровый волок в в Бечву, приток Моравы. Моравой спускаетесь к Дунаю между Братиславой и Веной. Дунаем спускаетесь к Черному морю, откуда  - прямой путь в Константинополь. Этот путь длиннее на 500 км третьего и на 300 – 2-го. Кроме того, верховья Одера и Моравы находятся в гористой местности, и часть пути, да и волок, там сложнее. Но сам волок – короткий. Зато у этого пути есть три преимущества перед первыми тремя: во-первых, он минует Днепровские пороги. Спускаться по ним непросто, а подниматься – еще сложнее. Во-вторых, Днепровские пороги и ниже  – это страшная степь, кишащая «хищниками» - степняками. А в-третьих, он вдвое сокращает путь по Черному морю. А у моря этого есть особенность, яхтсмены не дадут соврать, – береговое течение. И направлено оно на юг.



А это значит, что до Константинополя вы дойдете, а вот обратно вам придется грести против течения или ждать попутного ветра, ибо паруса у вас прямые, а суда не имеют сертификата на плавание в открытом море; они предназначены для каботажного (вдоль берега)  плавания. (Ах да, мы о судах не говорили еще. Поговорим как-нибудь). Кроме того, это самый древний из описанных нами путей; у римлян он назывался «Янтарной Дорогой». А балтийский янтарь, как известно, найден даже в гробницах египетских фараонов. Правда, от Балтики до Рима этим путем идти короче, чем до Византии.


           А теперь скажите мне, пожалуйста, как бы вы пошли в греки из варяг? Знаете, я б пошел туда третьим путем, ну, или на худой конец, вторым. А назад вернулся бы четвертым. Опять же, четвертый прикольнее – там и Белград по пути, и Будапешт, и Братислава с Остравой. А каньон Железные Ворота на Дунае, между Сербией и Румынией – вообще красотища, что твой фьорд. И крепости старинные по берегам.


           Это совсем не значит, что 1-го или 1А пути не было; и у нас иногда «зависает» навигатор, да и, бывает, из любопытства «вильнуть» хочется. Но так, чтобы такой «крюк» стал основой государства, а транзит товаров по нему – основой его благосостояния – простите, не поверю. Но и на товары нам тоже стоит посмотреть. Перед тем, как все это сделать, давайте извлечем из рисунка этих путей всю полезную информацию (предыдущий, перед морем, рисунок). Там красными овалами я обозначил ключевые точки путей – Готланд и Византия как точки старта и финиша, Новгород и Киев – как основные города, известные из летописи, на пути. И сразу нам видно, что Новгород оказался в стороне от основных маршрутов, а вот Киев – совершенно ключевая точка: три из четырех путей ведут через него. Забегая вперед, скажу еще, что в Киев приходит еще один путь – из верховьев Оки есть переход (волок!) в Свапу. Свапа и Ока вытекают из одного и того же болота;



Свапа ведет в Сейм, на котором стоят Рыльск и Путивль, и который приводит в Десну в 90 километрах выше Чернигова. Вас же удивляла в детстве былина об Илье Муромце? «Из того лито из города из Муромля, из того села да с Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец; он стоял заутреню во Муромли, а и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев – град, да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову». От Мурома до Чернигова – 842 км по прямой, да через леса, кишащие соловьями-разбойниками, так что, отстояв заутреню, к обедне можно успеть только на самолете, да и то не на всяком. Оставим за скобками скоростные качества Ильи, но этот путь – прямая дорога из Владимирской Руси в Киев. И приводит она Десной к месту, чуть ниже по Днепру от Припяти, куда приходит наш третий путь из варяг. Аккурат напротив впадения Десны и стоит Киевский Вышгород, а сразу за ним начинаются предместья Киева. Так что Киев, получается, контролировал три из четырех путей из варяг, да плюс еще путь из северо-восточной Руси, оттуда, где Владимир, Суздаль, Рязань, Ростов. Да и наша критика варяжского транзита через Новгород совсем не означает, что сам Новгород не генерировал товарный поток «в греки» или не служил транзитной точкой другого, не варяжского, потока, например, «Пермско-Югорского», или «Заволоцкого», снова ведущего через Киев.


           Тут самое время вспомнить о нашей «памяти» (простите каламбур) – «Повести временных лет» («ПВЛ»). Говоря об истории Киева, первоначальный летописец приводит легенду о его основании, ту, где три брата, Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь.  Причем летописец приводит сразу две версии этой легенды – и ту, что называет Кия князем, и ту, что считает его перевозчиком через Днепр. И даже пускается в критику второй в пользу первой: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил». (Здесь и далее «ПВЛ» дана в  переводе Д.С. Лихачева). Но в этих версиях легенды нет противоречия, смотрите: пути с севера, востока и запада стеклись в Киев; а дальше, по пути Днепром в Царьград, вы почти сразу попадаете в степь, уже на территории которой надо проходить сложные Днепровские пороги. Вот тут вам и потребуется «перевозчик» - сопровождение, которое и по порогам проведет, и от степняков оборонит. Киевская княжеская дружина. Она, конечно же, возьмет с вас за это плату, но взамен, кроме «вожей» и охраны, может предоставить вам и транспорт, более подходящий для плавания по широкой реке и морю. Подтверждение, что так и было, находим у Константина Багрянородного – византийского императора середины 10-века. Приведу его в пересказе В.В. Мавродина («Начало мореходства на Руси») – уж больно красочно: «С наступлением ноября князь «со всеми руссами» выходит из Киева и отправляется в полюдье в земли подвластных славянских племен, платящих ему дань. Всю зиму они проводят в полюдье, а в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев. В глухих дремучих лесах данники-славяне в течение зимы рубят огромные деревья и, наспех их обстругав, опускают на воду. С наступлением весны такие примитивные лодки однодеревки спускаются к Днепру. У Киева славяне пристают со своими челнами к берегу и продают их русам. Грубо обработанная колода обшивается бортами, оснащается веслами, уключинами, мачтами, и вот она уже готова в далекий путь. В нее грузится все, что добыто в течение зимнего полюдья путем сбора дани, поборов, грабежа и торговли: ценные меха, шкуры, мед, воск и рабы. В июне русы двигаются вниз по течению Днепра, некоторое время поджидают у Витичева отставших, а через два-три дня пускаются всем караваном в далекое путешествие. Они проходят пороги, где часто поджидают русских купцов алчные и воинственные печенеги, и особенно опасными в этом отношении считаются Неясыть и Крарийская переправа. Приходится выходить на берег, оставляя вещи в однодеревках и, осторожно прощупывая ногами дно, толкать лодьи шестами. У Неясыти к тому же приходится часть людей выделять для охраны каравана от внезапного налета хищных кочевников-печенегов».


           Так что Кий – одновременно и князь, и «перевозчик», обеспечивающий движение от Киева дальше, вниз по Днепру. Конечно, Кий княжил и перевозил (если он всё-таки был) задолго до Багрянородного, но в географии же с тех пор ничего не поменялось? Так что Киев – самое что ни на есть ключевое место, а Кий, конечно, перевозчик. Только не через Днепр, а по Днепру, потому и князь.


           Вернемся к карте путей «из варяг в греки». Внизу, там, где сходятся все пути, черным овалом я обозначил еще одну точку – устье Дуная. Если уж задаться целью контролировать все пути в Царьград – то это надо делать именно там. Но читаем дальше «ПВЛ» о Кие: «Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец». Как вам подсказка географии? Самое интересное, что легендарная история основания Киевца на Дунае повторилась потом во время княжения вполне себе летописного князя Святослава Игоревича, сына княгини Ольги и отца будущего крестителя Руси – Св. Владимира: «В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы»». В обоих этих местах – и у Багрянородного, и у первоначального летописца, кстати, есть и перечень товаров для торговли, что будет для нас очень важно, но ни там, ни там, нет товаров из земли варяжской. Более того, товары из Руси достаточно значимы, что говорит о том, что не транзитом единым она живет в этот момент. Но, согласитесь, географическая подсказка имеет  очевидное летописное подтверждение – Переяславец-на-Дунае повторяется вслед за Киевцем, а вместе с ними и вся легенда о Кие перестает быть совсем уж мифом.


           Так, а что же мы тогда «циклимся», вслед за первоначальным летописцем, на пути из варяг в греки? Если все источники, за исключением «ПВЛ», указывают нам на то, что основными путями были другие пути, в которых  и Новгород начинает играть свою роль? Из рисунка путей и центров в конце первой части этого очерка очевидно, что основным центром, самым важным и богатым, на данном рисунке является правый нижний – Персия, связанная караванными путями и с Багдадом, и с Бухарой, и с Индией, и с Китаем, откуда можно везти все, что угодно, включая дешевую китайскую электронику и ширпотреб (ой, простите, шелка, конечно). Да, дорогие историки, не ругайтесь на Персию и не ищите подвоха или путаницы в паре персы – арабы, ибо все это в то время – территория Арабского Халифата. Мне удобнее точку на карте называть Персией, а жителей тех территорий – арабами.  И транзит из Персии в Скандинавию через Русь и обратно (по диагонали) не просто самый короткий, но, фактически, единственный. А перечень товаров говорит нам о том, что и самый верхний «центр» - источник северной торговли, нам нужно включать в рассмотрение в первую очередь, именно потому, что самое ценное, что везется из Руси – меха, а их источник – там. Но не только меха; на севере есть еще один товар, имеющий несомненную ценность для всех трех остальных центров торговли. Это – продукты переработки морского зверя, добываемого как раз в северных морях. И, в первую очередь, ворвань. О ее важности и значении мы поговорим, когда детально посмотрим на устройство волоков, пока – поверьте. Так что, хотим мы того или нет, но для транзита нам надо рассматривать пути «Заволочье, Пермь и Югра» - «Персия», «Заволочье, Пермь и Югра» - «Византия» и «Скадинавия» - «Персия». Два последних просто не могут пройти мимо территории Руси, третий обязательно «зацепит» Новгород или его земли,  а первый и последний используют для своего движения Волгу – самую большую, самую главную реку, наш символ, который первоначальный летописец зачем-то выкинул. В «ПВЛ» есть только одно упоминание походов русских на восток – того самого Святослава Игоревича на хазар; арабские источники же этими походами пестрят. Эти источники мы рассмотрим подробно, вместе с путями; пока же отметим важную информацию из них. Арабы указывают на три центра славянской территории: «Русы. Их три группы (джинс). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он (город) больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе». («Книга путей и стран», 9-й век). Тот же источник говорит нам о том, что из этих трех центров самым главным является ас-Славия; Арсания же исключительно закрыта – чужестранцев туда просто не пускают, а проникших – убивают. И торгуют они не сами, а поручают это жителям Куябы. Ас-Славия идентифицируется нами из контекста, как Новгород; Куяба – однозначный Киев. Над Арсанией придется поломать голову, однозначного мнения у историков тут нет. Но география нам всё подскажет в свое время.


           В общем, о важности персидского направления в движении нам указывают и летописи соседей, и многочисленные археологические находки вдоль этих путей, и преимущественный состав кладов, как по путям, так и на Готланде – арабские монеты. А география об этом просто кричит. И только «ПВЛ» молчит. Почему?


           Всему виной – идеология. Я далек от мысли, что начальный летописец что-то умышленно искажал; он недоговаривал, ибо сам, скорее всего, так думал. Думал, что главным «импортом», пришедшем из Византии, была именно идеология, обретшая во времена, описываемые  в  «ПВЛ», форму восточного христианства, ставшего, уже во времена летописца, православием. Этим тезисом и были пропитаны все исследования, от Нестора до Соловьева. Но это же, очевидно, не так: история была движением – товаров и людей, - а не борьбой идеологий или религий. Самый яркий пример тому – татаро-монгольское нашествие. Чингисханова империя не была религиозной по самому своему определению, она строилась на совершенно иных, более простых и «приземленных» принципах, собственно, и позволивших объединить неимоверный конгломерат этносов и вероисповеданий. Возможно, это будет открытием для неисториков, но историки точно знают, что значимая (если не большая) часть «низового» состава Батыевой орды исповедовала несторианство – христианское  (лучше – христологическое) учение, преобладавшее на востоке – в Узбекистане, Иране и по всей Великой Степи. И первый удар Батыя пришелся не на Русь – на Волжскую Булгарию, бывшую тогда мусульманской. Да такой силы, что это государство исчезло с карты. И только после этого он обрушился на православную Рязань и стер ее с лица земли. Так что не стоит искать в религии первопричин конфликтов  или истории вообще, – это только надстройка, играющая в руках политиков или историков ту роль, которую они ей предписали. Если хотите еще доказательств – посмотрите историю крушения Османской Империи в годы Первой Мировой. Ох, как там цинично немецкие генералы раскручивали тему джихада…


           Еще пару слов об идеологии, на этот раз относительно пути «Заволочье, Пермь, Югра» - «Персия». Нам из географии очевидно, что путь этот – чрезвычайно важный. Но и тут он наткнулся на идеологические препоны в изучении. Его беда в том, что он оказался в стороне от Новгорода и Киева. Историю нашего государства принято связывать со славянами и их первыми государственными образованиями. А этот путь проходит мимо. Но, простите, это же географически одна территория, а теперь и политически одна страна. Согласитесь, что было бы странно, говоря об истории России в целом, говорить только о славянах-русских, о Новгороде и Киеве, и совсем молчать о существовавшей в то же самое время финно-угорской Перми Великой, обеспечивавшей изрядную (если не преобладающую) долю генерации товара для поставки в Персию через транзитные Волжскую Булгарию и Хазарию? Или, разве, это не «мы»? Я, кажется, понимаю, почему расстроилась преподаватель-зырянка из Сыктывкарского университета (см. первый очерк). Здесь гораздо более въевшаяся в сознание  идеология «старшего брата», но, как и любая идеология, ничего общего не имеющая с историческими процессами.


           В общем, стоит очистить историю от идеологий, и она изменится до неузнаваемости, сохранив при том все документальные факты. Вернее, не изменится, ничего с историей не будет. Поменяется только наш взгляд. Другим боком она повернется. А ось поворота для нас – география.


           Еще один забавный момент из приведенных выше цитат, - «побочный». Обратили внимание на один из товаров и в описании, данном и Константином Багрянородным , и Святославом в «ПВЛ»? Да, рабы. И этот товар не менее ценен, чем меха или ворвань, а генерируется он самой Русью. И ценность его особенно велика именно в Персии: славянские наложницы – элита гаремов (что далеко ходить – посмотрите, какими глазами смотрят и сейчас арабы на наших женщин), славянские евнухи – единственные, кто могут с этими наложницами справиться. А славянские воины – элита личных охран восточных правителей. И если вас это шокирует, то готовьтесь: история – штука циничная.


           Собственно, теперь можно переходить к движению по историческим магистралям. Но нам потребуется определенная подготовка: само движение будет очень сложно оценить без конкретных ниток маршрутов и конкретных волоков на них, а, значит, нам нужно научиться находить их на картах. Нам потребуется посмотреть, как эти волоки (да и вообще пути) работали, как и кем они обслуживались, - чтобы понять, где погосты, где слободы, а где  - города. Нам нужно будет понять состав товаров и типы судов, чтобы знать, где их можно переволочь, а где требуется перевалка товара. И, самое главное, надо понять, кто такие «мы». А это значит, посмотреть, кто и чем живет на всей этой территории, чем различается, как идут процессы ассимиляции. И только после этого мы вернемся к конкретному движению по конкретным путям. Готовы ли?


           Ну, тогда к следующему очерку – «Как искать волоки».




Tags: Водно-волоковые пути, Русь Исконная, экспедиция
Subscribe
promo kvastravel january 15, 2019 17:01 1
Buy for 10 tokens
Есть. После некоторого дружественного футбола (зачеркнуто) обмена мнениями с издательством, книжка "Были и небылицы" (Серия "Мои Кольца. Мозаики") опубликована в Ридеро, Там она уже есть и ее можно купить, а в Литресах-Озонах-Амазонах и прочих апсторах появится через недельку.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments