?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Историко-географический обзор ВВП. Очерк второй - Пути Сибири
kvastravel

Очерк второй. Пути Сибири, географический обзор. ​(Оригинал тут)

В начало


Собственно, это первый «кульбит». Освоение Сибири - ближе к нам по времени, поэтому начнем с ее географии, только не придирайтесь к термину "Сибирь" — в этом очерке я так буду называть всю азиатскую часть России, просто для краткости, хотя, строго говоря, надо бы ее делить на Сибирь и Дальний Восток. Простите вольность. И начнем мы со Сверхрек – таким словом мы назовем самые «мощные», самые полноводные и протяженные реки Сибири. Обь -  (самая протяженная река России, ее длина 3650 км, а с Иртышом – все 5200). С Иртышом я ее и нарисую.  Енисей — самая полноводная; ее годовой сток превышает сток всех рек европейской части России. Лена – третья. Дальше к востоку – Яна, Индигирка, Колыма. Это огромнейшие реки, текущие к Северу, проходящие через всю (или почти всю) территорию России.



Добавим на карту Амур – тоже сверхрека, только текущая в широтном направлении, на восток, и Анадырь, идущий в Анадырский залив Берингова моря, то есть, в Тихий океан. Пусть они тоже будут синими. А зеленым я нарисую более мелкие реки бассейна Северного Ледовитого океана – последовательно с запада на восток – Таз, Пясину, Хатангу с Хетой, Анабар, Оленек, Алазею.



Теперь добавим к этой карте притоки северных сверхрек. Прелесть притоков северных рек, имеющих, преимущественно, меридиональное направление, в том, что они (притоки), опять же в массе своей, широтные. Они и служат "подъездными путями" к "связкам". Бассейн Оби – там будут слева (с севера на юг) – Северная Сосьва с Ляпиным, Тобол (с Тавдой и ее притоками, Турой и Исетью), справа – Вах и Кеть. К Енисею пририсуем Турухан и Кас слева, Нижнюю Тунгуску и Ангару (с Илимом) справа. К Лене – Вилюй слева, Алдан (с Маей), Олёкму и Витим – справа. Но много уже получилось, да? Хорошо, к Яне добавим еще Олдё (можно и Адычу, но много), К Индигирке – Селенях (слева) и Бадяриху (справа; справа же есть еще и Мома, но опущу, чтобы не загромождать карту), к Колыме –  Ожогину слева и Анюй справа. Какой Анюй? По-хорошему, и Большой, и Малый — движение было по обеим рекам, и связка с Анадырем есть тоже у обеих. Но карта крупная, сольются.Всё, хватит пока. Притоки – фиолетовые.



Последним жестом добавим сюда притоки Амура, а также байкальскую Селенгу и реки Охотского моря. Тоже фиолетовым.



Осталось самое последнее. Рисуем красными стрелочками проходы через Урал, а красными крестиками – "связки" рек. На случай, если вы пошли морем, сверху стоит большая красная стрелка, а Ямал перечеркнут красной линией. Эта линия – морской волок Мутная-Зеленая. Треугольник между Индигиркой и Охотой – бифуркация Делькю, уникальное географическое явление, благодаря которому можно пройти водой из Северного Ледовитого в Тихий океан. Но о бифуркации – чуть позже.



Ну вот. Схема нарисована, и вы можете видеть, что вся территория Сибири связана реками и достаточно короткими переходами между ними. Которыми можно идти.


Итак, вся Сибирь имеет вид территории, соединенной сеткой дорог, в которой есть «магистрали» –сверхреки, «подъездные пути» — широтные притоки, и ключевые точки - волоки из бассейна одной сверхреки в бассейн другой.


Замечательное занятие, водить по карте фломастером и выискивать, где две речки сходятся на самое короткое расстояние… Где наука? Ну, не совсем фломастером, кисточкой в Microsoft Paint. Но, если серьезно, то для каждой красной линии или звездочки, которую я нарисовал, у меня есть документальное подтверждение того, что там было движение. Но  даже в этом случае нарисованы не все известные "звездочки".  Иначе звездочек было бы неизмеримо больше. И на бифуркации Делькю я поставил треугольник, ибо нет у меня (пока) документального подтверждения, что там было движение.


Другой вопрос, которого я ждал бы, был бы такой: А что это я реки соединяю? Мы же про пути и маршруты? Конечно, там где реки широки и полноводны, сам Бог велел идти водой. И даже там, где реки узки, но все же равнинны, можно предположить наличие путей и волоков. А там, где они горные? Как вы собрались сплавляться по горному порожистому ручейку? А подниматься?


Так я пока и не говорил, что мы смотрим на реки только с точки зрения движения водой. Конечно, ехать можно не только по реке в лодке; можно и верхом, и в повозке, и в оленьих нартах и даже на собачьей упряжке. Собственно, так оно и было. Кстати, я не оговорился, когда сказал про «ехать» в лодке. Термин «ходить» по воде, скорее, морской жаргон. Все те первопроходцы, которые описывали нарисованные мной на карте пути, писали, что они «сели в лодку и поехали». Правда, сами морские пути они называли не «путем», а «ходом». Но лингвистическая эквилибристика – не тема сегодняшнего разговора. Впрочем, еще о терминах. То, что мы занимаемся географией, то есть, беспристрастной объективной наукой, дает нам право не обращать внимания на разные «идеологические» и эмоциональные окраски тех или иных слов. С точки зрения географии за каждым термином стоит то, что это слово обозначает, и больше ничего. Поэтому если я буду говорить вдруг о «колонизации» Сибири вместо «освоения», а первопроходцев назову «колонизаторами» — не обвиняйте меня в, скажем, русофобии или «гнилом либерализме». Колонизатор – это тот, кто пришел на новое место и основал колонию. Всё. Кстати, у меня с этим случился казус – после лекции студентам Сыктывкарского университета о Пёзском волоке ко мне подошла преподаватель и сказала, что всё было очень здорово и интересно, только вот… «Можно один совет? Вы так часто в своей лекции говорили о Русском Севере и колонизации его русскими…» «Что с того?», — удивился я. «Ничего, наверное, все правильно. Но я, например, зырянка». Ну, вот потому и предупреждаю. Вообще, вопрос, конечно, серьезный, ибо многие термины, получившие эмоциональную окраску, стали менять свой смысл. Например, за словом «оккупация» стали видеть этаких монстров-захватчиков, пришедших убивать и измываться. Изначально же это просто ввод войск одного государства на территорию другого. И «оккупация» может оказаться и добровольной, и даже дружественной. Как оккупация армией США Исландии в годы Второй Мировой, по настоятельной просьбе последней, опасавшейся, что если этого не сделают США, то сделает Германия. Это такой экскурс, но я вспомню о нем, когда будем говорить о таких, имеющих к нам прямое отношение, понятиях, как «дань» и «ясак». Но к рекам и волокам.


Понятно, что там, где река судоходна, проще идти водой. Но даже в этом случае не обязательно, и все зависит от того, что и как вы везете. И если вы везете конверт с донесением, то, возможно, вам проще и быстрее передвигаться «верховой ездой» даже там, где есть судоходная река. А вот необходимость везти, скажем, 200 пудов хлеба – задачка уже для другого транспорта. Поэтому, когда мы будем говорить о конкретных путях и конкретных волоках на них, мы будем начинать с того, что именно там везли. Но, в любом случае, река дает нам главное направление: вдоль берега лесной речки идти проще, чем через чащу (просек и санитарных рубок еще не было), а если речка болотная, то ее берега всяко суше, чем само болото. И, если по реке идет движение водой, то и берега ее начинают обустраиваться. Чуть позже посмотрим, как. И если речка горная, все равно подъем к перевалу идет, как правило, по самому пологому пути – в долине речки, — и только в самом конце вы подойдете к «взлету» на перевал. Горные туристы не дадут соврать – перевалы бывают и снежные, и ледовые, и осыпные, и скальные, — какие угодно. Но когда вы высаживаетесь из транспорта и выходите на маршрут, то в горном походе вы несколько дней топаете по тропинкам в долинах речек, чтобы в самом конце «взлететь» на перевал, а потом - «ссыпаться» в долину следующей речки, в нашем случае – соседнего бассейна. Так что от речек нам не уйти. Еще одна существенная деталь - у нас бывает зима. И вот тут-то и наступает счастье путешественника по местам, где нет шоссе и железных дорог. Скованная льдом река – идеальный путь для санного путешественника. Да и не только санного – значительная часть перевозок в той области, что лежит к северу от сегодняшних сибирских центров, и сейчас осуществляется по зимникам. И не только, кстати, в Сибири, на европейском севере сезонных дорог тоже немало. В общем, Дедушка Мороз здорово помогает людям в тех местах, где не может помочь Росавтодор.


Всё, что я сказал, относится к местам со «сложным» рельефом, географическим или природным – там, где есть препятствия к движению в виде лесов, гор, болот. В степи, конечно, проложить путь проще посуху, да и вообще проще. Но об этом - в следующем очерке.


Продолжение следует.


Василий Киреев.


promo kvastravel january 15, 17:01 1
Buy for 10 tokens
Есть. После некоторого дружественного футбола (зачеркнуто) обмена мнениями с издательством, книжка "Были и небылицы" (Серия "Мои Кольца. Мозаики") опубликована в Ридеро, Там она уже есть и ее можно купить, а в Литресах-Озонах-Амазонах и прочих апсторах появится через недельку.…

  • 1
Кто-то из моих жж друзей давал годный разбор погоды-wether, то есть погоды, как ветра, который везёт. Поэтому и годят на море погоду, чтобы выйти в поход и повезти товары.
Совершенно не удивительно, что для речных странников актуальность годить погоду на порядок ниже - везёт всегда)))
А по льду аж бегом))))
Спасибо за карты, крестики и стрелки - такие рисунки стоят многих слов.

Будет еще очерк на тему, как эти крестики находить на карте.

Вась, иные читатели частенько просят длинные портянки под кат прятать. Аз не смеет тебе такое предлагать, но с иными согласен)))

Тогда моя вина, я не из фленты, а из оповещений читаю, значит там пост целиком открывает.

летом хорошо уходить вниз по течению.
а зимой - вверх.

предлагаю рисовать маршруты движения исходя из времён года.
летом двигаться легче. но вниз. зимой сложнее , поэтому - вверх.

Зимой что вверх, что вниз - одинаково... Летом - да.

зимой - хлопотнее и сложнее.

доказательства - все быстротечные войны происходили в тёплое время года.
а затяжные - хотябы в тёплое время начинались.

вы когда чаще и больше времени на улице проводите ? а рыбалка ? а в гараж ? вот отож...

Не-не, я про "верх-низ" зимой. Летом понятно, что удобнее, чем зимой. Хотя тоже не всегда - летом другие напасти. Наши экспедиции по северу были более длинными именно зимой. Идти зимой по бездорожью гораздо легче . Другое дело, что под снегом мало что видно, поэтому исследовательская часть зимой страдает.

  • 1