Таймырские рассказы. Рассказ второй - "Дуглас"
kvastravel
Это второй рассказ из серии Таймырских, навеянный экспедицией по Таймыру весной 2015 года.
к предисловию
к первому расскзу - "Волочанка-City"

«Дуглас»
«Самое прекрасное, что мы можем испытать —
это ощущение тайны. … Тот, кто никогда не
испытывал этого чувства, кто не умеет
остановиться и задуматься, охваченный робким
восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза
его закрыты»
А. Эйнштейн


  «…Фюзеляж – смята и деформирована носовая часть фюзеляжа, деформированы шпангоуты, фонарь пилотской кабины. Разбито остекление, левый мотор с рамой и капотами оторван, погнуты лопасти воздушных винтов. Самолет подлежит капитальному ремонту, но находится на замерзшем болоте в тундре на расстоянии 180 км на водоразделе рек Янгода, Луктака и Гарбит севернее поселка Волочанка Авамского района Таймырского округа. Транспортировка самолета не представляется возможной (горы, болота, реки)». «Акт на списание самолета  С-47 № Л-1204 от 24.05.1947 г.», Государственный архив Красноярского края.
Douglas DC-3/C-47
(отсюда http://nordroden.livejournal.com/3417.html)

    Собираясь в экспедицию на Таймыр, в поисках спонсоров, помощников и сочувствующих, мы добрались до Сибирского отделения Русского Географического общества.
Читать дальше...Свернуть )


продолжение следует

"Под глыбой льда холодного Таймыра...". Очередной "Четверг на Руси"
kvastravel
29 октября, в 19-30,  в библиотеке 163 (раньше 269, как на вывеске) очередной "Четверг на Руси".

Рассказ об экспедиции по Таймыру, посвященной 100-летию спасательной  партии Никифора Бегичева,

состоявшейся в апреле - мае 2015 года по маршруту Уренгой - Дудинка - Волочанка - Диксон, в составе
колесного арктического вездехода


и легкомоторного самолета


Мы расскажем о долганах и нганасанах,  о школе и котельной , вообще о   жизни в поселке, удаленном на 400 километров от ближайшего жилья, а также об оленях и песцах, об охотниках и рыбаках,об истории Таймыра и истории его "колонизации", многоэтапной, со времен Мангазеи и до наших дней; о путешественниках и исследователях, об авиации и пропавшем в 47-м рейсовом аэрофлотовском  "Дугласе" и еще  о многом, что таится "под глыбой льда холодного Таймыра" (А.Н Жохов).

Этот четверг будет на новом месте - в библиотеке 163 (раньше 269) на Даниловской набережной, д2 корп 2, проезд от м. Павелецкая до остановки "Хлебозавод" на автобусах  13,106, 158, 632 (или пешком 30 минут)





Или автобус 184 от м. "Пролетарская"
В 19-30

Широта
55°42′30″N (55.708374)
Долгота
37°38′39″E (37.64418)
Как обычно, бесплатно. И кофе напоим. Приходите!

Лесной терем: Снятие лесов!
kvastravel
17 октября этого года, в урочище Асташово Чухломского района Костромской области произойдет событие, о котором мы мечтали больше пяти лет.

Снятие лесов с Лесного Терема.




Зимой 2009-го мы впервые увидели это чудо примерно таким:

Немного слов...Свернуть )
Если хотите хронологию - то она на страничке Асташово в ФБ, или у Андрея, все шесть лет жизни терема и нескольких человек, подаривших ему эти шесть лет.

17 октября, примерно в 14-00, с терема будут сняты леса, и он снова предстанет во всей красе, на своем месте.
Участники, наблюдатели, заинтересованные - приезжайте!

Запись эфира на "Маяке"
kvastravel
Радио "Маяк" (103.4 FM)

http://radiomayak.ru/shows/episode/id/1234307/

Дата эфира:
3 октября
Время эфира: с 11:00 до 12:00
ЧЕМОДАННОЕ НАСТРОЕНИЕ. ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СЛЕДАМ ЗНАМЕНИТЫХ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ.
Авиавездеходная экспедиция по пути спасательной партии Никифора Бегичева к месту зимовки ледоколов ГЭСЛО «Таймыр» и «Вайгач».

Ведущие: Вера Кузьмина и Алексей Весёлкин

Анонс! Мы на радио "Маяк" завтра, в 11-00
kvastravel
Дорогие друзья! Не пропустите очередное выступление  на радио.
Радио "Маяк" (103.4 FM)
www.radiomayak.ru
Дата эфира:
3 октября
Время эфира: с 11:00 до 12:00
Тема эфира: Реконструкции знаменитых русских экспедиций. Авиавездеходная экспедиция по пути спасательной партии Никифора Бегичева к месту зимовки ледоколов ГЭСЛО «Таймыр» и «Вайгач»
Ведущие: Вера Кузьмина и Алексей Весёлкин

Собственно, вот.

Ответ Андрею (kopanga) на его статью в ФБ
kvastravel
Решил ответить на твою статью в ФБ тут.

ответСвернуть )

Газета "Таймыр". "По следам забытых экспедиций".
kvastravel
Еще немножко  о нас:
(если кликнуть на изображение - откроется в pdf)

Газета Таймыр.JPG

"Говорит Москва". Запись эфира 1 августа, программа "Урок россиеведения".
kvastravel
  Я заранее прошу прощения за невольно вкравшиеся ошибки. Конечно, я не историк. И, конечно, мы обсуждали с редактором моё желание говорить о Древней Руси и не говорить о политике. Но, видимо, есть у этого жанра свои законы. Самое главное - есть еще у нас прямой эфир, тем интереснее в нем участвовать. И совершенно искренние слова благодарности ведущей - Айсель Герейхановой, которая, безусловно, темой владела и пыталась направить разговор в нужное ей русло.  Айсель, спасибо!

  Тема - "Русь". Повод: «Петру Порошенко предложили переименовать страну в Украина-Русь».
Если нажать на ссылку, то можно послушать, как оно получилось. Примерно час (без рекламы)
Оригинал лежит тут  .

P.S. И, да. Потом уже понял что не расслышал вопроса о принятии Владимиром именно "правоверия". Действительно, вера наша, до Никона, правеверной была, а не православной. Это в самом деле важно?

Анонс. Мы снова на радио,
kvastravel
Мы снова на радио, "Говорит Москва", в субботу 1 августа, в прямом эфире, программа "Урок россиеведения".
94,8 FM в Москве, или на сайте.

Тема - Русь, поэтому мы - как "Русь Исконная". Повод, правда, слегка напрягает: "Петру Порошенко предложили переименовать страну в Украина-Русь". Но мы договорились, что разговаривать, таки, будем о Руси, а не о Порошенко.

В общем, слушайте. 1 августа, 16-00, "Говорит Москва", 94,8 FM.

Таймырские рассказы. Волочанка - City, окончание
kvastravel
к предисловию
в начало рассказа "Волочанка - City"

...Наверстаем.
***
    А утром следующего дня мы были уже в школе. По случаю нашего приезда директор отменил первый урок, встретил нас в кителе с позументами

(фото с официального сайта школы)
и представил нас собравшимся в актовом зале школьникам чуть ли не как великих путешественников.
    Вообще говоря, я очень люблю выступать перед школьниками. Дети и путешествия – это еще круче, чем дети и сказки.
Читать дальше...Свернуть )

    Над озером Пясино в вертолете появится связь, и я пошлю на мобильный телефон Славы Сахатина смс с координатами «Дугласа», о котором я обязательно напишу свой следующий рассказ. Слава держит свой мобильник в Дудинке, у знакомых, и те обязательно это сообщение прочтут.
     И только тогда я осознаю, что лечу черт знает куда. На Запад. Который мне все это время даже не снился. «Не привиделся во снах». «Неверный, дальний».

Никто меня не вспоминает там,
Моей вдове совсем другое снится,
А я иду по Деревянным городам
Где мостовые скрипят, как половицы…
А. Городницкий.

,
***
 Следующий рассказ, «Дуглас», что характерно, следует.

Таймырские рассказы. Волочанка - City, продолжение - 2
kvastravel
к предисловию
в начало рассказа "Волочанка - City"

***
  Отступление историко-географическое.   
    По старинной своей привычке, собираясь на Таймыр, я рассматривал карты. Знаете, занимаясь долгое время историями волоковых путей, мне кажется, я научился сразу натыкаться взглядом на место старинного волока. На Таймыре он просто просится – огромный выступ полуострова хочется, если путь ваш лежит в сторону Лены, «срезать», избегая забитые льдом проливы между Карским морем и морем Лаптевых. Но и сильно на юг не заберешься – там подпирают обрывистые и труднопроходимые Путораны. Вот, чуть севернее этих гор. Из Енисея (куда путь через старую Мангазею в новую – Туруханск, знаком и известен) по Дудинке – в озеро Пясино, Пясиной рекой – до Дудыпты. А там – Авам. Я рассматриваю место возможного волока из Авама в Волочанку, что уже принадлежит бассейну Хеты, и упираюсь в речушку со смешным названием Тагинарка. Точно, тут надо искать: она и ближе подходит к Аваму, и по рельефу удобнее. Как все просто, сказал бы читатель вслед за Эйнштейном. Остается только удивляться тому, что поморы сначала находили эти пути, а только потом их описывали и составляли карты, глядя на которые я и удивляюсь тому, как всё просто.

 
Читать дальше...Свернуть )

    - Заговорились мы что-то. Время уже одиннадцать, а мне в 4 выезжать – спохватился Слава. Да и я обомлел. Вот так штуку с нами сыграли белые ночи. И баня, наверное, простыла, да и директор не дождался… Ладно, завтра будет день. Директор простит. Наверстаем.

***
окончание следует

Таймырские рассказы. Волочанка - City, продолжение.
kvastravel
к предисловию
в начало рассказа "Волочанка - City"

... Что, поговорим, почему они тут вместе?
***
Этнографическое отступление.
Для человека, далекого от размышлений на тему этнографических путешествий, чтение старых книг может стать в определенной мере шоком – там будут совсем другие географические названия и совсем другие, непривычные  современному уху, имена народов. Любая «история с географией» Севера возрастом 100 и более лет будет изобиловать такими словами, как «остяки», «зыряне», «самоеды». Слово «самоеды» все же достаточно прочно закрепилось в нашей истории, поскольку начинает преследовать нас по пути на восток уже от Архангельска. Преследовать своей необычностью, заставляя лишь через какое-то время усомниться в том, выражает ли оно кулинарные пристрастия обозначенных им народов. Самоеды,  – переделанные поморами на понятный им лад самодийцы: самоеды – самоядь – самоедины – самодины – самодийцы; последнее -  вполне уже научное современное название группы народов, включающих в себя (преимущественно с запада на восток) ненцев, энцев, селькупов, нганасан, а так же ряда саянских, ныне уже исчезнувших, этносов. Правды ради, научным во времена поморских экспансий периода Мангазеи было название «самоедины», или даже  «самодины», но не суть. Главными представителями самоедов, конечно же, являются ненцы: они более многочисленны, более расселены по Северу, от Архангельска до Таймыра, и более узнаваемы. Автору этих строк повезло – в поселке Тазовский,

в музее, нам посчастливилось встретить экскурсовода Ирину, успевшую получить образование в институте культуры в Санкт-Петербурге по существовавшим еще тогда квотам для малых народов, а потом вернуться в родной поселок, в музей. Ценность ее, как экскурсовода, несомненна – часто свой рассказ она сопровождала словами, типа: «общепринято считать так, но вот мой папа, например, делал этак». В своем восприятии этих мест я буду стараться опираться на сведения, полученные от нее, а вам уж выбирать, доверять ли им, или лучше, скажем, Википедии. Но, объективности ради, хочется уберечь пытливого путешественника или читателя от «крючка коньюктуры» - по мере роста интереса к быту и обычаям коренных нардов, растет и встречное стремление этот быт показать любыми, в том числе лубочными, далекими от правды, методами.
Читать дальше...Свернуть )

Наверное, вот теперь самое время сделать историческое отступление, ибо надо же знать, откуда взялась и почему не иссякает солярка советского происхождения на огромных, в сотни километров от цивилизации – Волочанки, - расстояниях.

***
Продолжение - Отступление историко-географическое - следует.

Таймырские рассказы. Волочанка - City
kvastravel

Волочанка – City
…дети во всех цивилизованных странах
любят играть в индейцев.
А. Эйнштейн.


    Очень часто, попадая в новые места, я машинально в голове напеваю подходящую виду и настроению песенку.  Вот и тут она крутится и крутится, несмотря на все потуги выгнать ее вон.

«Укрыта льдом зеленая вода,
Летят на юг, перекликаясь, птицы,
А я иду по деревянным городам
Где мостовые скрипят, как половицы…»


Читать дальше...Свернуть )

 Хотя, что значит, говорила? Вот уже в том, что «пополам» есть загадка, нет? Нганасаны – самый древний народ Севера, долганы – самый молодой. Нганасаны – народ самодийский, то есть «двоюродные братья» фино-угров  по уральской «семье», вместе с ближайшими родственниками - ненцами. Долганы – народ тюркоязычный, ближе – к якутам. Что, поговорим, почему они тут вместе?

продолжение следует.

Таймырские рассказы. Предисловие.
kvastravel
Моей Ирке. Не будь тебя, куда б я возвращался?
Таймырские рассказы.
Вы думаете, всё так просто?
 Да, всё просто. Но совсем не так.

А. Эйнштейн.

Я смотрю в карту мира на стене своего кабинета, масштаба 220 км в одном сантиметре,  и только теперь, вернувшись с Таймыра, понимаю логику нанесения на нее тех или иных населенных пунктов. Какой смысл лепить туда, друг на дружку, миллионники Китая или  цепляющиеся границами "спутники" Москвы? А вот Волочанка, например, что на Таймыре, на карте  не зря, хоть и живет там всего 500 человек. Нужно было попасть на Таймыр, чтобы понять, что Волочанка, да и все остальные населенные пункты этой огромной территории, окруженной сибирскими «сверхреками» Енисеем и Хатангой, зажатые «в клещи» Пясиной и Хетой, несомненно, должны присутствовать на картах мира. Попробую рассказать, почему.
  Несколько предложенных ниже рассказов – этакие своеобразные итоги увиденного в экспедиции, прошедшей в апреле – мае 2015 года по Таймыру, стартовавшей в Уренгое на Ямале и приуроченной к 100-летию удивительного перехода спасательной партии Никифора Бегичева. Наш экипаж состоял из четырех вездеходчиков на легком колесном вездеходе «Полюс – 2М»  ( в обиходе  - «Смайлик»)
Состав участниковСвернуть )

   Целиком путь Бегичева повторить не удалось, но взглянуть на Таймыр, причем слегка с разных сторон, наверное, получилось.
  Впрочем, все это так с нашей всегдашней оговоркой – всё написанное сугубо субъективно и построено только на личном восприятии. Возможно вы, прочтя эти зарисовки, пойдете в библиотеку, или музей, или сами вдруг попадете на Таймыр, где вам покажется, что всё совсем не так…

Рассказ первый. "Волочанка - City".

Таймырские видеозарисовки. Вездеходное.
kvastravel
Продолжаем тематику предыдущего поста. Но теперь смотрим на Таймыр глазами вездехода

и его экипажа. Под катом - еще пять коротеньких видеозарисовок. Четность тут  не совпала - вездеход приземлялся только однажды.

Смотреть роликиСвернуть )

Таймырские видеозарисовки. То взлет, то посадка, снаружи и изнутри.
kvastravel
Пока пишутся первые обещанные рассказики о Таймыре, выложу-ка я несколько коротеньких видеозарисовок, пока не потерялся интерес к Таймырским похожденим. Поскольку мы  такие разные, в смысле участвовавших в экспедиции видов, или даже родов техники, то нам потребовалось определенное время для налаживания взаимопонимания...

В этом посте - самолет глазам вездеходчика. Как нам рассказывали, наибольшее количество авиационного адреналина вырабатывается в моменты взлетов и посадок. Посему пять очень коротких сюжетов. Два взлета и две посадки, снятые вездеходчиком (мной), соответственно, снаружи и изнутри садящегося или, наоборот, взлетающего объекта. Не пугайтесь - четность совпадает. Пятый сюжет - бонусный.
Итак, взгляд снаружи. Посадка.



Смотреть ещеСвернуть )

Путем Бегичева. Окончание активной части.
kvastravel
  Вчера, 15 мая, наш замечательный самолетик, выполнив основную часть программы экспедиции "Путем Бегичева", взваленную на него подуставшим вездеходом, после утомительного 5- с-лишним часового перелета с Диксона через СопКаргу, сел на реке Норилка,

между Талнахом и Норильском, куда, тремя днями ранее, пришел и вездеход. Собственно, все. Вездеход останется там,на загородной базе Объединенной дирекции заповедников Таймыра, до лета, когда по навигации мы постараемся вывезти его на материк (если вдруг не возникнет еще каких идей). Экипаж же вездехода, произведя консервационные работы, благополучно прибыл рейсовым самолетом в Москву. В планах Виктора пока "переобуться" из лыж в колеса и попробовать своим ходом придти на материк, в Уренгой, например, чтобы там уже решить, что делать с дальнейшей логистикой.

   Итоги предстоит еще подвести, но нам уже понятно, что эта экспедиция стала для нас достаточно серьезным испытанием, научила взаимодействию разных "родов войск", скорректировала планы в сторону более тщательной их подготовки, укрепила веру в свои силы и открыла перед нами целый мир под названием Таймыр, куда, похоже, придется еще и еще возвращаться. А пока будем переваривать увиденное, выкладывая по ходу написания "Таймырские рассказы". Ну, это если будет получаться, а то долго как-то у нас в последнее время. Подумаем над сроками очередного "четверга", ближайшего, а как же.

   Спасибо всем за поддержку, и, особенно
- Виктору (Петровичу) и его коллегам из Уренгоя
- Алексею из Дудинки,
- Петровичу на "Петровиче"
- Александру из Мессояхи
- Нине Федоровне и Денису Николаевичу из Волочанки
- Дмитрию из Москвы
- Сотрудникам музеев Тазовского и Дудинки,
- Сотрудникам Объединенной дирекции заповедников Таймыра в Норильске,
- C особой теплотой и благодарностью Анжеле Геннадьевне из администрации Таймыра...

И многим-многим другим, без чьего участия наша экспедиция была бы более сложной и менее интересной.

Огромное спасибо, что следили.
Не прощаюсь. 

Путем Бегичева. 11 мая. Вездеход у Талнаха.
kvastravel
19-00 МСК Вездеход в прямой видимости Талнаха, ребята встали на ночевку. Возможна сотовая связь (только о разнице во времени помните, там +4 часа).
Витя пока на Диксоне, и в ожидании его вылета можно почитать о его пути туда

Путем Бегичева. 10-11 мая. Диксон (самолет) - Пясино (вездеход).
kvastravel
11 мая. Вездеход продолжает медленное и осторожное движение в сторону выхода из тундры - не доходя примерно 20 км до истока р. Пясины из о. Пясино экипаж принял решение уйти с реки, покрывшейся уже наледями и выступившей поверх льда водой, в сторону тоже уже закрытого и поплывшего зимника на Талнах. Движение по тундре тоже уже не столь легко, как неделю или две назад, поскольку тундра, выражаясь словами нашего коллеги-вездеходчика Василия Елагина, уже "дала под себя", превратившись кое-где в кашу, а кое-где и в болото. Собственно, задача вездехода теперь - минимальными усилиями и поломками выйти к стационарной дороге Талнах - Норильск - Дудинка с тем, чтобы остаться (я про технику) в одном из этих пунктов до начала навигации, которой и вернуться.
Виктор Михайлов, тем временем, находится на Диксоне, выступает в школе, встречается с друзьями и знакомыми, поскольку он оттуда родом, но полагает обратный старт через Сопкаргу на Дудинку завтра. Ждем, ибо близость самолета к вездеходу несомненно греет последний, поскольку цепь вездеходная скрипит отчаянно, а новая - в Дудинке и доставляется пока в эти места исключительно Виктором. Впрочем, о его положении и самочувствии лучше из первых рук.

Путем Бегичева. 9 мая, р.Пясина (Кресты, вездеход) - ДИКСОН! (самолет)
kvastravel
С праздником, дорогие друзья, с Днем Победы!

И особенно радостно, что в этот день, 9 мая, Виктор достиг цели - примерно в 9-30 московского времени, когда на Красной Площади шел парад, Sky Ranger совершил посадку НА ДИКСОНЕ!, выполнив тем самым еще одну задачу нашей общей экспедиции и свою личную цель. Легкомоторная авиация вернулась на Диксон. По-моему, это Победа. Огромная личная победа Виктора Михайлова и наша общая. УРА, друзья, с праздником!

Вездеход тем временем уверенно движется вверх по Пясине на юг, и на 12-00 Московского времени (16-00 Красноярского) он был примерно в 20 км севернее Крестов (карта, положение самолета там идет с некоторым запаздыванием)

Продолжаем следить.

?

Log in

No account? Create an account