Previous Entry Поделиться Next Entry
Пезский волок. Рассказ - экспедиция, Начало: Вступление и Пролог - 1.
kvastravel
Да, начинаем. В этот раз нету мочи терпеть - буду выкладывать части по мере написания. Начинаем.


маме…


Пёзский Волок.




Иллюстрированный рассказ-экспедиция, с претензией на определенную неопределенность, требующую продолжения.




Август - сентябрь 2012, 



Мезень – Печора. (г. Мезень – д. Бычье – р. Пёза – р. Рочуга – Пёзский Волок – р. Чирка – р. Цильма – с. Усть-Цильма).


4 участника + 2 мезенских проводника + 1 проводник  цилемский.


Автотранспортом до Бычья; по Пёзе, Рочуге и Цильме – лодка проводников и плот с квадроциклом; Квадроцикл  с резиновой лодкой на прицепе через Волок; резиновая лодка и плот с квадроциклом  по Чирке и верховьям Цильмы.






итак




Пёзский Волок.



Здесь, среди лесов лохматых, 
Наединке с болью, грустью
В стариках живет горбатых 
Всё, что раньше звалось Русью.

Николай Окулов.

Вместо вступления. Знакомство.



    Собственно, первое знакомство уже состоялось. Автор вынесенного в качестве эпиграфа четверостишия – Николай Федотович Окулов – наш мезенский проводник.

Это из Окуловского "ВКонтакте". А следуещее - из моего альбома


Журналист, краевед, немного авантюрист и потрясающий знаток и рассказчик. Между прочим, проводник и предыдущей, 1992 года, экспедиции «Ушкуйники» к этому Волоку. Его я буду тут ещё много раз поминать и цитировать, так что, Федотыч, икай.

        Его друг и напарник Олег Александрович Коткин, тоже житель Мезени (мещанин; не пугайтесь, курсивом я буду стараться выделять этакие словечки – типа наедИнке в эпиграфе – может, и понятные обывателю, но в тех краях, о которых пойдет речь, имеющие некий особый смысл или оттенок. Это и элементы поморской говОри – северного диалекта, о происхождении, значении и назначении которого мы поговорим еще в своём месте и  в своё время. Но и просто такие общепринятые слова, как  мещане. Мещанин в понимании здешнего люда – это просто горожанин. А поскольку на полтыщи… больше… верст вокруг город тут один – Мезень, то мещанин = житель Мезени).

Олег Александрович, несмотря на свое мещанство, потомственный рыбак и мореход, поэтому я периодически буду разбавлять, по мере повествования, свой скупой и сухой язык километров его чудесными рассказками о всегда удачно заканчивавшихся похождениях в Белом Море. И не только Белом, поскольку Олег долгое время был штурманом дальнего плавания, прошедшим например, Атлантику вдоль. Поэтому он сразу оказался на одной волне с Серёгой Лунёвым, прошедшим Атлантику поперёк. Это я вас начал знакомить с основным нашим составом.

      Да. Сергей Лунёв. Рыбак и охотник, но в отличие от первых двух – любитель. Яхтсмен, джипер, завсегдатай троффи- и ралли- рейдов. 

Но когда у него глохнет двигатель (на яхте, Дефе, резинке или бензопиле), вместо традиционных русских «ЁЁЁ»  в эфире звучит: «Димон?!»

      Димон отвечает ему тем же – проходя  на первой лодке проводников крутой поворот Пёзы или Рочуги, Димон запросто может крикнуть идущему сзади на резинке Сереге в рацию что-нибудь типа: «Правый шестой!» *

     Димон – Дима Кутало. Кудесник всего, что движется, сжигая топливо внутри. Идеолог квадроциклов, прицепов и всего, что заставляет это перемещаться. Готов пилить, варить и заводить, лишь бы не нести на себе. Настоял на том, чтобы оставили байдарку. На куртке у него написано «catch the wind!», что единогласно переведено участниками, как «тренер винта».

Но подтрунивать над Димкой я бы поостерегся… ну не то чтоб мы боялись… опасались мы, без байдарки-то… Подтрунивать мог Олежка.

      Олег Кажарский – альпинист, полярник, в недалеком прошлом коллега  Димона по Северной Земле, посему он  мог без последствий грозно  осадить закуривающего Димку: «А Честер любит Читос?». Еще Олежка снимает  видео. Видео уже давно привыкло, что его на третий день пути роняют в воду,  уже не обижается и на шестой снова начинает работать. А что обижаться? Все знают эту особенность, и кто-нибудь обязательно даёт Олежке на это время запасное видео.
       
      Ну и ваш покорный слуга.

Назвал себя координатором похода, поскольку первым произнес вслух «Пёзский Волок» - фразу, висевшую в воздухе после зимних «Путей Поморов».
А все мы  - одна команда.
И в Тибете,

И на Севере зимой.

И тут Команда.
(Из ВКонтакте Окулова).
      В том смысле, что командовать как раз некем – тут все сами знают, что, когда и кому делать. А мне остается только писать отчеты и выступать на пресс-конференциях.
     Мезенские проводники подняли нас вверх по Пёзе и Рочуге до Волока. Волок мы прошли вчетвером, а в среднем течении Цильмы, где в нее впадает приток Косма, нас встретил седьмой персонаж экспедиции, балагур, охотник, рыбак, а по утрам (с 3 до 6 часов, примерно) еще и поэт, гармонист и во весь голос певец; любимец студенток первых курсов геологических факультетов и их профессоров-наставниц,  Толя Попов.

      Характеристику Толе здорово дал порекомендовавший его Николай Канев, незаменимый наш помощник со стороны Печоры: «Знает про Цильму все, хорошо (и много) говорит». Но о нем в соответствующей части. И, пожалуй, в конце будет и глава «благодарности» - много их…
* «правый шестой!» - указание штурмана пилоту во время ралли; направление поворота и степень его крутизны

Пролог -1. Идея и подготовка.

    В марте этого года, 21 числа, при попытке перейти по снежным надувам Пинегу у с. Труфанова к Чикинскому Погосту, окончательно «крякнул» злополучный вал головного вездехода экспедиции «Путями Поморов». Не буду повторяться – мой дневник той экспедиции лежит в сети.  Но та экспедиция спровоцировала целый набор разнонаправленных интересов и любопытств, которые, помноженные на нашу общую любовь к Северу вообще и архангельским краям в частности, и привели сначала к тому, что появилась серия очерков «Нулевая верста». В ней мы попытались определить, что же это за пути такие, откуда и куда они вели.  В процессе этого определения, рисуя на картах все дальше и дальше пунктиры и линии путей, по которым шли и шли поморы, мы, как люди больные, помешанные сами на процедуре перемещения  в пространстве, оказались просто шокированы размерами этого явления – движения поморов по свету.  А потом, когда один из пунктиров развернул глобус в моем домашнем кабинете на 180 градусов и остановился на Калифорнии, я, видимо в сердцах, крутанул его обратно, к первоистокам. Первым действительно серьезным, трудным и по сложности его достижения, и по сложности его преодоления, долгим и по времени существования, и по времени прохождения, волоком на пути от Пур-Наволока и до Форт Росс, а значит, самым важным, показался Пёзский Волок.  Тогда, видимо, я и воскликнул эту фразу, «Пёзский волок!!!», и укатил в Калифорнию смотреть, до чего  пути довели поморов, придумав при этом легенду для семьи, что везу их смотреть Америку. А когда вернулся, все уже было практически готово, будто ребята только и ждали, чтобы кто-нибудь в двух словах сформулировал общее желание.
   
      Ладно, смеюсь. Калифорния ни при чем. А вот то, что Пёзский Волок - основной элемент пути из Новгорода и Холмогор в Югру, Пусту и Мангазею – очевидно. Но об истории Волока мы поговорим ещё… Никогда мы не готовили поход так тщательно, как в этот раз. От корки до корки прочитаны и обсуждены были  описания Шренка, прошедшего в 1837-м Пезским Волоком, местом, «к которому стремится каждый путешественник, находящийся между Мезенью и Устьцыльмою» (Александр Шренк, Путешествие…, по изданию СанктПетербург, 1855, стр 152). По предложению Николая Окулова, уже договорившись с ним о том, что он станет нашим проводником, мы повстречались с Николаем Анатольевичем Окладниковым, прошедшим Волок с экспедицией «Ушкуйники» 1992 года, подружились с ним и перечитали его дневник: «На всем протяжении водно-волокового пути наиболее трудным был переход с Мезени на Печору, особенно переход через 15-километровый волок…» (Н.А. Окладников, «Древним Волоком к Пустозерску», по книге «Ненецкий край сквозь вьюги лет», Архангельский ПГУ, 2000 г.) А в довершение всего мы провели еще и авиаразведку  всего пути. Спасибо Авиасервису в целом, а также летчикам Сергею Дитятьеву.  И Сергею Пиганову, Вечная ему Память,  погибшему в катастрофе Як-18Т в то время, когда мы выходили на  Волок… По результатам авиаразведки и был составлен маршрут и график движения.


(вот ссылка на карту с нарисованным на ней маршрутом)
    А вот выбор техники был не столь однозначен и единодушен. Сначала споры велись вокруг применимости сухопутной техники вообще. Ваш покорный слуга долгое время не хотел ничего обсуждать, кроме байдарки, разве что трансформировать ее в катамаран.  Даже на фитнес хотел записаться, в знак готовности тащить 15 км волока на себе разные грузы. Но, поскольку занятие в свободное время физкультурой оказалось непосильной задачей, пришлось согласиться с квадром и прицепом.  А когда наш хороший друг, А.Б., предоставил нам квадр, причем какой нужно (Ямаха Гризли 750, полноприводный, с пониженным рядом), то ничего не оставалось сделать, как мне – сдаться, а Димону и Олежке - придумать  для него плот. Тут и пригодилось упоминание катамарана. Плот – из баллонов ката «Вольный Ветер», рама которого была усилена,  на нее поставлены колеса от такого же квадра, съемное дышло, а на сам квадрик установлены сцепное устройство и лебедка. Еще на плоту  был предусмотрен транец под мотор, куплен для этого 3-сильный движок «Ямаха», а квадр был укомплектован болотными расширителями колес J-Wheels. Потом уже, в процессе движения, на передний багажник квадроцикла был присобачен кофр с бензопилой, и это, я хочу вам сказать, совершенно уникальное транспортное средство. Полноприводный квадр с лебедкой, болотными расширителями колес и бензопилой может проехать абсолютно везде. А если он с прицепом – плотом от ката, так и проплыть, так что, забегая вперёд, считаем, что родили совершенно универсальный способ передвижения. Хоть в кругосветку.
    С выбором лодки оказалось еще сложнее. Чуть не подрались, выбирая.  Но остановились, таки, на надувнушке Корсар, 4,3 метра. Когда спорили, какой мотор брать для нее, пришла первая неприятная новость – у Окулова накрылся его любимый «Нептун» на «ракете» (да расскажу, расскажу еще, не торопите!) Правда, у него есть два «Ветерка»… Вот и решение. Везем Николаю 15-сильную «Ямаху», а в качестве частичной оплаты забираем «Ветерок» на резиновую лодку.  Дальнейшие события покажут, что с моторами, не имеющими в своем названии слова «Ямаха», мы ошиблись.  Кстати, а Ямаха нас не читает? Самое употребляемое слово на этой странице. Как-то даже обидно… впрочем, Димон подверг тюнингу и Ямаховский мотор, так что тот стал называться теперь «Димаха».



Продолжение (Пролог – 2. Доездинг. А также  настроинг и параллелинг) следует...

  • 1
Спасибо! Это ж какое путешествие впереди, какое чтение! И как же я столько пропустила! Буду наверстывать с Нулевой версты! Очень интересно.

Очень интересно. И спасибо за столь подробное описание рождения маршрута и команды.

Это стоит почитать!

Пользователь v_sht сослался на вашу запись в «Это стоит почитать! » в контексте: [...] http://kvastravel.livejournal.com/77452.html [...]


С удовольствием читаю.

У меня есть зеленый плащ от ОЗК.:) Сколько их наделали
в свое время, весь бывший СССР одели.

(Анонимно)
Дивный слог, Василий, давай дальше.

Да, чего только не порождает легкодоступная нефть... Ну, не самый бессмысленный вариант, признаю.

Интересный рассказ. Наслышан я об Пёзском волоке. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1457/ http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1545/ От одного мужика из ненецкой деревни Устье на Городецком озере, участника "Ушкуйников"

Читал все и сразу... Взахлеб.. Возникла крамольная мысль по поводу повода;) . Сам волок удивляет, действительно, как могли лодки груженые таскать. А не кажется, вернее не покажется, что было немного по другому. Технология такая, с Цильмы приходили груженые лодки, на Чирке их перегружали содержимое на сани или волокуши и перли до Рочуги, где уже стояли лодки Мезенские. Если держали кордон с коноводами, почему бы и маломерный флот не держать.. По поводу топонимов, гидронимов есть пара слов. Рочь, с зырянского переводится как "русский". Так что Рочуга, по большому счету это "Русская река". И вправду, по ней же пришли русские в эти места. То же о населенном пункте с названием Рочево- значит "Русское". Это я так к Нонбургу подвожу;). Конечно, никакой он не "Бург", это скорее немцы наемники его так озвучили. "Бур" по коми, значит "хороший", а вот "Нон" видимо очень сильно исказили, искал похожее, но не нашел. Есть "Пом", есть "Пон"- собака... а что, как устьцилемы собаку потеряли, так тут может сама пришла и назвали реку в честь этой собаки- Понбур... Ну это несерьезные мысли с такими же претензиями, а Вам еще раз Спасибо за прекрасное повествование!

Edited at 2015-02-20 16:09 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account