Previous Entry Поделиться Next Entry
Пёзский Волок. Финиш.
kvastravel
Вот, теперь точно финиш. 4-45 утра, и поезд 209 Лабытнанги  - Москва остановился у перрона Ярославского вокзала. Всё. Все четверо участников экспедиции будут максимум через час дома. И пусть Деф еще в  Бычье (не исправлять!), а Гризлик в Усть-Цильме, экспедиция окончена.Но еще в поезде, проснувшись ни свет, ни заря, мы недоуменно смотрели друг на друга - чего это нас качает резче обычного, и откуда такой стук? И только потом, постепенно, до нас стало доходить, что мы не в лодке, а за стеклом - не река. А река, или реки, нам долго, наверное, будут сниться...

А как могут не сниться такие вот реки?


А такие?

Только нам они будут сниться не так - во сне по реке обязательно скользит лодья,  которую под ритмичную песню толкает шестами дюжина крепких бородатых мужиков, или под заунывную тянет бечевой...

Это путешествие было особым.

Над нами все время висело что-то материально ощутимое, превращавшееся каждую ночь во сне в лодью на реке. Мы точно знаем, что тут был Волок. Не только по зарубкам, профилю дороги и гати на болоте. По лодье во сне и Северному Сиянию над центром костра в ночь на Волоке.

Кроме этого чувства, мы привезли с собой гигабайты фотографий, десятки видеокассет, аудиокассеты с надиктованным на них дневником. Колоду с зарубками и треки, соответствующие волоковой дороге за озерами и вокруг них. Мы еще будем рыть и копать литературу, но я не встречал внятного описания этой части дороги. А дорога есть. Столь же очевидная, как и первая, до Волоковых озер, описанная и Шренком, и Окладниковым. Но во второй части Окладникова перенёс вертолёт, а Шренка, я уверен, жители далекого Койнаса, нанятые в качестве проводников и погонщиков, провели напрямую через болото, а не краем, как идет дорога. Потому и Волок показался ему несносным. Еще у нас есть точки входа на Волок из Рочуги и выхода в Чирку. И оба эти места столь очевидны, что их нельзя ни с чем  спутать.

Еще нам повезло. С погодой, уровнем воды, состоянием болота. Хотя природа огрызалась и давала нам изредка попробовать, почем "фунт изюма". И секущим дождем на Цильме и Печоре, и завалами на Чирке, и заросшей межозерной виской, и, хоть и редко, но застревавшем в болоте квадром. Вот бы намучились, не будь у нас болотных насадок! На неделю, наверное, пришли бы позже. Но кто-то нас дернул за рукав, и мы таки поставили их за день до отъезда.

Еще нам повезло. Первую, архангельскую часть пути нас сопровождали мезенцы (мещане !) Николай Окулов и Олег Коткин, с которыми мы оказались на одной волне, и которые влились в наш коллектив и стали с нами одной командой. Очень жалеем, что им и в этот раз не удалось пройти Волок полностью. Нам вообще везло на встреченных в пути людей, что приводит к мысли о том, что они вообще по эту сторону света иные... Анатолия Попова, проводника со стороны Печоры, тоже нельзае не упомянуть, да простит он нас за резкость в ряде случаев... Свою роль "начальника транспортного цеха" он тоже сыграл неплохо. А вот кому хочется сказать отдельное спасибо, так это Николаю Каневу из Усть-Цильмы, столько сделавшему нам хорошего и полезного с той, Печорской, стороны, что трудно оценить. Да простит он меня за несколько резковатый тон, или лучше, настроение, предыдущего поста о музее...

Еще нам повезло. Димка и Олег разработали, подобрали и доделали технику, практически идеальную для этого похода, а наши друзья дали нам ее напрокат, разрешив эти переделки. Так сказать, спонсорство, но на условиях неназывания имени спонсора. Но это не значит, увы, что техника универсальна, и мы крепко задумались над способами дальнейшего движения...

Ладно. Я умолкаю, ибо финиш. Нужно время переварить, спонтанных постов о Волоке больше не будет. Будет отчет, будут доклады для музеев. И Архангельского, и Мезенского, и Усть-Цилемского. Будет фильм. Но материалов в этот раз на порядок больше, чем в предыдущие, так что набирайтесь терпения. А чтоб не скучно было ждать - вот вам еще.





До встречи.



Ах да, чуть не забыл. Геокешеры! А я заложил-таки тайник на Волоке! У второго Волокового озера, в месте истока Рубихи. Научите только, ибо не грамотный в этом, что сделать-то надо, координаты указать, иль описание дать?

  • 1

Интересный тип лодки. Первый раз такую вижу. Как я понимаю - это речной проект.
Высокая волна ее захлестнет?

На самом деле устоявшийся, традиционный тип лодки и на Цильме, и на Пёзе. Он позволяет проходить пороги, затаскивая их. вверх или даже "запрыгивая", и протаскивать и через перекаты и косы. Что касается волны - то большая, конечно, опасна. Наш проводник оговорился, что через Печору при ветре не пойдет. А на Пёзе их еще и из упавших ступеней делают.


А что такое " упавшие ступени " ? Упавшее дерево?

Нет. Над Пёзой одно время (достаточно долгое) была зона падения отработавших ступеней ракет, запущенных из Плесецка. Местные жители их собирали, отмывали и мастерили из них себе лодки по типу деревянных, но из металла. Первую часть мы на такой и плыли.


Никогда бы сам не додумался.) Это ж надо. Теперь рассмотрел лодку вблизи.
Вечерами буду читать ваш журнал. Очень заинтересовался.
Наверно вопросов будет.)

На сайте геокешинг есть функция создать новый тайник. Там нужно и описание, и координаты. Мы сами еще не делали новых тайников, так что пока знаем только лишь в теории. Но вроде там не сложно. Если что - рады будем помочь. С уважением, геокешеры с ником Задохликовый тупик.

Ага, спасибо! Буду вечером изучать.

Буду ждать подробных рассказов. Очень интересно.

(Анонимно)
Очень все интересно читать. Сделано большое дело. Поздравляю! Очень хотелось бы узнать подробности экспедиции. Как шли на лодках, на квадре, на дефе...


Да, спасибо за интерес. Я начал понемножку обрабатывать записи. Наверное, будет серия постов тематических, типа, что такое захряпки-наряжухи, или почему нельзя закрывать школы в Мосеево и Сафоново. вообще, информации много, очень разной. пока думаю, делить ли ее тематически, или вываливать по мере осознания.

Edited at 2012-09-16 18:18 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account