Previous Entry Поделиться Next Entry
Весне - дорогу! Взгляд с воды. Еще три зарисовки - Дон, Кириллов и Архангельск.
kvastravel

в начало (Тверца и Торжок)

2.Тихий Дон (4-5 мая).

           



Внезапно при полете на самолете в Ростов расступаются облака, и брошенный вниз взгляд вызывает некоторое замешательство. Обычно такая картинка под крылом бывает при полетах над Европой – квадратики вспаханных, засеянных, покрытых свежими всходами полей, напоминающих сверху лоскутное одеяло. Мы всегда сетуем на то, что сверху достаточно четко определяется граница нашей великой и могучей – вот лоскутное одеяло закончилось, сменившись равномерной зеленью лесов с нерезкими границами болот. Значит, через час командир объявит посадку. Или наоборот, после часа зелени начинается лоскутное одеяло. Но это при полетах из- и в Европу. А тут я летел над Россией, а под лайнером лежало лоскутное одеяло квадратиков обработанных полей. Наверное, это отличие севера от юга: тут нет брошенной земли. Вообще, поездка эта носила этакий ознакомительно-деловой характер – по приглашению зерновых компаний, совпавшему с моим любопытством. Отсюда и её география, построенная на ключевых точках – портовых элеваторах низовий Дона. И первая такая точка – Азов, знакомство с которым мы начинаем с Азовского портового элеватора.

Чистая и ухоженная территория – скорее правило на южных предприятиях


Здесь вагоны

 и автомобили перегружаются на суда,

Перегрузкой управляет автоматика.

И новое удивление. В очереди на разгрузку и машины, и вагоны. В очереди на погрузку – суда на рейде. И элеватор, работающий в три смены. Кто бы мог подумать, что зерновой экспорт России определяется не столько урожаем – рачительные хозяева придерживают на своих складах изрядное количество зерна; не столько рынком, определяющим потребности и спрос, а в большей степени мощностями по перевалке…

            Порт Азова лучше всего видно с валов крепости Азов,

и он производит достойное впечатление



Пушки же направлены в противоположную от порта сторону

А одна из них охраняет ресторанный комплекс

Путь же от порта к ресторанному комплексу Азовской крепости лежит по улочкам с живописными домиками, снабженными непременными ставенками

Над портом и окрестными улочками возвышается храм с неестественной колокольней.

Центр города достаточно интересен и снова  весьма опрятен,

Заметьте, кстати, что сегодня, пятого мая, каштаны уже набрали полный цвет, а мое удивление распустившейся сиренью вызывает не меньшее удивление провожатых – «отцветает ведь уже…»

Весьма приличный краеведческий музей,

достаточно богатый и обладающим серьезной коллекцией скифского золота. С огромным удовольствием побродил там часа полтора  - это пропустив залы с мамонтами.

            А дальше наш путь лежал в Багаевскую – райцентр и станицу на Дону, выше Ростова. Здесь цель нашего визита – снова элеватор.

И снова очереди «колхозников», привезших зерно на КАМАЗах,

Суда под загрузкой

Стоящие у «доморощенных» причалов

И ожидающие своей очереди на рейде.

Тут управление несколько проще:

Рядом с элеватором вырублена новая площадка – под следующую очередь строительства. Пеньки, оставленные для удобства корчевания,


были когда-то рощей акации, где жители Багаевской любили посидеть у костра вечерком, или использовали ее как место встреч и свиданий. Когда начались рубки, народ, было, стал роптать, но быстро успокоился, то ли от неизбежности происходящего, то ли в надежде на предстоящий  промышленный рассвет…  а может, они стали делать как мы. А мы  проехали дальше вдоль берега и нашли чудесное местечко.

И стали любоваться Настоящей Рекой, которая тут живет полноценной жизнью,

замирает в абсолютной тишине и покое,

оживает вновь

И снова замирает

И только туба Новочеркасской ГРЭС разбавляет краски неестественным колером

А утро следующего дня встречает нас видом на Ростов с левого берега.


Этот день мы проведем в Таганроге.

Путь в утренний Таганрог идет по ростовским, изрядно загруженным пробками улицам, мимо импровизированной биржи труда

прямо на Таганрогский портовый элеватор. По пути – небольшое отклонение от маршрута в сторону любопытства - станицы с кричащим названием Политотдельское. Собственно, для того, наверное, и надо разглядывать карты: попав в станицу, обнаруживаем храм, оборудованный в простой казацкой избе,

которая, на поверку, оказывается действительно местом расположения отдела НКВД.  Если бы не это обстоятельство, так и не поверил бы местному батюшке, что одна из икон тут мироточит кровью.

Батюшка тут колоритен, говорят, он «разжалован» из монахов за какие-то проступки. Наверное, курил втихаря в келье… Но невесть откуда взявшийся казачий «хор», «грянувший» песнь отнюдь не церковного содержания, он с удовольствием поддерживает своим густым басом,

заставляющим повернуть местное население свои рогатые головы

Но наша цель – элеватор.

Тут вчерашняя картина – очереди машин и вагонов, перегружаемые в дождавшиеся своей очереди суда

Все кипит; даже контейнерную площадку

зерновики пытаются оборудовать для перевалки зерна. Даже расчеты есть, как зерно возить в контейнерах. Зерно. горох. лен…

            Я удивляюсь:

-  Лён? Вы грузите здесь лён? А откуда?

- Русский лён очень востребован. Откуда? – Саратов, Волгоград, Самара…

- Вологда, Кострома, - пытаюсь подсказать я, и натыкаюсь на недоумение… Нет, мои собеседники ничего не слышали ни про Костромской, ни про Вологодский лён. Впрочем, это ничего не значит, успокаиваю я себя, логистика Севера не строится в сторону Ростова, но осадок остается.

Небольшая прогулка по Таганрогу – тоже весьма симпатичному южному городку маленьких домиков

(как у Чехова)

и просто улочки

ведущие в центральный сквер, где на закате от Петра

открывается замечательный вид на работающий порт:

И снова  порт, с другой стороны, со стороны Азовского моря

Да, кто бы мог подумать, что промышленный пейзаж может быть красив. Если только изображенная на нем промышленность работает…

Живет тут не только порт – кинув взгляд в другую сторону, обнаруживаем целый лес парусов.

Ожила детская парусная школа. Таганрог оживает. Просыпается. И живет полноценной жизнью.

А я снова сажусь в самолет, освещенный встающим над просыпающимся Доном утренним солнцем.



3.      У Попова в  Кириллове (24 мая).

  



          Дорога из Вологды в Кириллов слегка подпортилась. Вот ведь, как быстро привыкаешь к хорошему! Когда-то я возвращался по ней из Норвегии, и не мог снять ногу с педали газа, наслаждаясь ее качеством.  Нет, она и сейчас неплоха – обычная российская дорога, с волнами, ямками и шероховатостями. Но четыре  года назад она была идеальной. Впрочем, не о тех дорогах я веду речь – мы направляемся в Кириллов, где в реставрационной мастерской А.В. Попова идет переборка Осташевского терема. От Кирилло–Белозерского монастыря

к мастерским Попова дорожка ведет по мосту через канал Северодвинской системы, соединяющий Сиверское озеро, на котором и стоит монастырь, через систему озер и шлюзов, с речкой  Порозовицей. А на самом деле, Шексну, как часть Волго-Балта, с Северной Двиной. Вот он, этот канал, в сторону Белого моря

и в сторону Балтийского

А прямо с мостика

вы и попадаете в мастерские

где Александр Владимирович собирает, кроме нашего терема, ещё и мельницу.

(мельница справа, терем слева)

Ветряную. Действующую.


с настоящими жерновами

(справа – два жернова, слева – Попов)

Для музея Форт Росс. О как. Я только что написал в «Нулевой Версте», о том, что Форт Росс в Калифорнии – самая дальняя точка «Путей Поморов». Надо же. Но через месяц (три тьфу) мы там (в Форт Росс) окажемся – сами оценим место, выбранное Поповым для мельницы. Знаете, о мастерских Попова здорово написал kopanga, (Путь топора) гляньте. Пересказывать не буду. Просто если окажетесь в Кириллове, загляните к нему, это интересно. Там отличный музей, состоящий, в основном, из топоров.

Не только топоры, но и много чего еще в этом музее

Но топор – это главное. Поэтому топоры у Попова везде – в шкафу для одежды

на мельнице

у меня в ногах

и в руках у работающего тут пацана.

Потому что какая это Русь – без топора? Потому, что Попов в своей мастерской работает тем инструментом, которым работали те, кто строил сотни лет назад то, что он сейчас восстанавливает. Для этого в мастерских есть кузница.

Разбирая терем, ребята Попова нашли топор. Посмотрели – таким топором и были срублены элементы в те времена.

 Выковали в кузнице такие же.

А в самом реставрационном центре – школа. Или колледж. Потому, что для того, чтобы восстановить что-то, надо уметь это построить. Надо уметь не только держать в руках топор, надо … Вот и преподают в колледже не только плотницкое мастерство, но и историю, географию, архитектуру. И едут к нему в Кириллов пацаны, из Томска, Иркутска… А Попов, получается, не памятники сохраняет, а целые ремесла – пласты уходящей культуры. Уезжая из Кириллова,  встречаем нашу старую знакомую – Шаповалову Светлану, директора департамента культурного наследия Костромы, столь существенно поддержавшую  Осташевско – Чухломские начинания. Она привезла к Попову весь свой департамент, человек десять, за опытом. За ремеслом восстановления. 

Ну что, оживаем понемногу? Что ж, здорово. А мы движемся в сторону Череповца, по  огромному мосту Волго-Балта, под которым идет судно. Канал живет. И поля в Вологодской области тоже, оказывается, возделаны. (Конечно не все, не как в Ростове, но всеже..)



4.      Архангельск, майская ночь (25 мая).

Порозовица привела бы нас в Кубенское озеро, из которого берет начало Сухона, чтобы через долгих полтыщи верст стать Северной Двиной. Но мы спешим куда-то… Всего лишь ночь пути до Архангельска. А в Архангельске зацветает сирень, отцветавшая три недели назад в Ростове. И я долго хожу по набережной Северной Двины, у мыса Пур Наволок,



у которого три месяца назад начинали мы свою зимнюю экспедицию

представляю, как три или пять сотен лет назад уходили отсюда поморские кочи… Архангельск живет. По набережной снуют пацаны и девчонки, на великах и роликах, а солнце все менее и менее охотно опускается в Двину

и уже заполночь освещает панораму города откуда-то из глубины,

чтобы через пару часов вновь проснуться.




Весна пришла.


  • 1
(Анонимно)
Васенька, очень красиво, очень чисто везде, благость - действительно оживаем!!!!?? Прям радость и (местами-временами) гордость..

Дороги в России строятся не на века. Вчера показывали дорогу в Владивостоке, которая развалилась ещё до открытия. А на трассе, по которой ты 4 года тому назад летел без остановки, - 3 года назад мы два колеса разбили..

(Анонимно)
А где фото найденного при разборе терема топора?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account