Previous Entry Поделиться Next Entry
Весне – дорогу! Взгляд с воды.
kvastravel


           Ага, проснулся… лето уже, а я всё про весну. Но что-то не писалось, до и поездки все были скоротечные какие-то. Но сейчас оглянулся – оказывается они все в одну тему. Если отбросить «большие кольца» в этом журнале, то может показаться, что география  остальных рассказиков («концов») смещена несколько к северу. А вместе с этим и настроение  их смещено в сторону этакой ностальгии, сетованиям и желаниям хоть как-то вернуть что-то, постоянно куда-то уходящее.  Как следствие, и время в этих концах смещено в сторону осени, когда тронутый первым морозцем воздух становится невозможно чистым и прозрачным, как  и воспоминания, стирающие весь негатив прошедшего и оставляющие всё только приятное и хорошее. Автор, и правда, влюблен и в Север, и в осень, но это не говорит ни о какой однобокости: не менее осени автору нравится весна, особенно, когда только-только появившиеся листочки не испорчены, не запачканы еще ничем, и несут на себе истинно-зеленый, ни с чем не сравнимый, цвет. Или по-другому. Как у большинства людей, у автора случаются обострения не только осенью, когда он, бросая все, садится  за руль Зеленого,  но и весной… Конец лирического вступления.

             Весна, которая зеленая, в наших широтах наступает, всё же в начале мая. Причем очень интересно наступает – волнами и ступенями. И начинается это все от воды на сушу и снизу вверх – сначала трава зеленеет у воды, потом выше, выше на берег, а потом и вглубь. У воды уже зацветает что-то, а чуть дальше, в ста метрах, в лесочке, только-только набухают и выстреливают зелёным березовые почки. И по карте также – широкой волной, с самого низа (если карта, конечно одной седьмой части), от северного берега южного моря вверх, к южному берегу северного. Так и мы пойдем,  вслед за числами мая, вверх, лишь слегка перепутав самые первые позиции.

 



1.      Тверца и  Торжок (29 апреля - 1 мая) .

Ну, это традиция, да. Помахать веслами по первой весенней воде…

            Наш путь по Тверце начинался от села Боровое, что в 20 (по дороге) километрах выше Торжка и заканчивался в Медном, у моста шоссе Москва - Питер. Я постараюсь не перегружать особо рассказ  всякими историчностями-географичностями, сам слегка ошалел от них в процессе написания «нулевой версты», хотя Тверца к этому весьма располагает. Чего стоят только постоянно встречающиеся каменные мостики

(я имею в виду каменный – вот в 20 километрах ниже разрушенный)

 - элемент сопровождавшей Тверцу на всем ее пути до Вышнего Волочка дороги – бечевника, устроенной когда-то для упрощения пути караванов судов вверх, против течения реки. Вышневолоцкая система была «односторонней»; суда с товарами для Петербурга формировались на Волге в караваны и шли по Тверце, уровень которой поднимался за счет сброса воды Вышневолоцкого водохранилища, а затем по Мсте. «По Вышневолоцкому водному пути проходило три каравана: весенний, меженный (летний) и осенний. Большой караван собирался в Рыбинске из десятков мелких караванов с хлебом, железом, пенькой, лесом и другими товарами. Здесь на каждую барку нанимались два коренных водолива, которые отливали воду «во всю путину» до Петербурга, а также лоцман и коноводы с лошадьми до Твери. На всём пути было пять обязательных остановок  — для перемены рабочих и лошадей, поправки и оснастки барок, оформления путевых документов: Тверь, Вышний Волочёк, Боровичи, Новгород и Новая Ладога. Проведённые лошадьми вверх по Волге до Твери, суда заходили в Тверцу. Здесь команда менялась, и уже тверской лоцман, наняв 4 коновода и 10 лошадей, вёл барку до Волочка по Тверце против течения. Лошади шли вдоль реки по бечевнику, таща за собой барки бечевой, привязанной к мачте».( http://www.vyshny-volochok.ru/).  Так, конечно, стало потом, после сооружения водохранилища, изначально надо было уложиться и успеть полой водой. Блин, не удержался от экскурсов…

            Но полукруглые арочки мостов старинного бечевника над ручейками и плесами придают Тверце совершенно неповторимый вид; становится вдруг весело оттого, что идешь не какими-то непонятными тропами, а столбовой дорогой, да еще и наполненной вешней, «полой» водой.

 Специально замерили по GPS скорость ее течения – получилось 7 километров в час. После измерения дружно перестали грести – не из-за лени вовсе, а только чтобы не придти в пункт назначения раньше намеченного срока. Далее я буду вставлять фоты как Лехи (ichtolog), я их помечу (Л), так и нарисованного на первой же фоте Бори Горохода, чье авторство я буду указывать простой русской буквой (Г)

(Л)

(Л)

И только секретарь  секции геоморфологии Русского географического общества, проф. С.А. Сладкопевцев

(Г)

продолжал вести нашу флотилию вперед

поскольку был старше основной массы лентяев примерно в 1,7447 раз, а особо одаренных лентяев

и вовсе в 2,9286 раз. Профессор точно знал, что движение – все.

Впрочем, для чего всем этим людям нужны были лодки и весла, я так и не понял; вместо сидения у костра

(Л)

с традиционным в таких ситуациях времяпрепровождением

(Г)

заканчивающимся всегда созерцанием красот

(Г)

(Г)

и непомерным  восхищением ими…

(Г)

Так вот, эти люди ходили, прятались, ползали, с какими-то устройствами, периодически роняя, заливая и втаптывая в грязь целые состояния, и бормотали при этом какие-то слова, и все это для того, чтобы запечатлеть незапечатимое. Цикл следующих фото имеет название «Охота на охотника».

(Л)

(Г)

(Г)

(Л)

(Л)

(Л)

и охота на охотника, который охотится…

(Л)

на охотника.

поймал!!!

Впрочем, именно так, похоже, и рождаются настоящие шедевры. Композиция «Любовь», например

(Г)

Да. Из истории в другую степь занесло. Рассказать же я хотел совсем о третьем. Берега Тверцы достаточно плотно заселены, не по южному плотно, конечно, но, в общем-то, не глушь. Места между селениями тоже не пустынны, Первомай, да и еще и неплохой с точки зрения погоды, прогнал горожан прочь, к реке. Но вот удивительно: особой грязи, заваленных отходами стоянок, как-то не наблюдалось. Нет, не стерильно, но в общем-то неплохо; многие стоянки оборудованы навесами и костровищами, в одном месте даже туалет типа сортир был замечен. И опять не о том. Вот среди этой весенней благодати,

(Г)

с распускающимися листочками, как-то хорошо смотрятся дома. Конечно, люди живут по-разному… но разрухи-то нет! И самое удивительное то, что на берегах Тверцы нет откровенно пустующих и заброшенных церквей. Нет-нет, я не о Кирилле и РПЦ. Сельские храмы и церкви поддерживаются совсем другими силами и источниками. Когда люди начинают украшать свои жилища, значит, они победили нужду. Когда люди не позволяют вокруг себя размножаться разрухе, значит, они почувствовали вкус. Помните, я всегда сетовал на то, что люди-то раньше жили со вкусом, с удовольствием? Ну да. А раз появился вкус – пробуждаемся? Не буду грузить, просто зарисовки.

После череды обычных, ничем не выделяющихся домиков среднерусской деревни

подходим к селению Прутня. Воскресенская церковь 1777 года, на родовом кладбище Львовых,

где похоронена Анна Керн.

Пригороды Торжка. Санаторий Митино занимает усадьбу  Львовых; усадебный дом  во вполне приличном состоянии,

чего не скажешь об усадебной хозпостройке

но в новом корпусе, вроде, все нормально, хотя, если его  стереть в фотошопе, тогда будет виден грот на переднем плане.

Опрятные домики

чередуются с таунхаусами, не вызывающими, однако раздражения.

Где-то тут справа угадывается усадьба Василево, но с воды ее не видно, только несколько силуэтов перевезенных сюда «деревяшек». Сюда, кстати, перенесена церковь из Спаса-на Сози. Дальше по правому берегу  бывшая деревня Дальняя Троица, теперь окраина Торжка,

с аккуратной белой Троицкой церковью, окруженной свеженьким забором из необработанных камней, все достаточно  уютно. Ну, не стерильно, конечно.

Маленькие домики чередуются с удивительными постройками типа «шанхай»


Но в основной массе это все-таки деревенские домики, чаще милые и опрятные


 Это мы уже «вплыли» в Торжок

Торжок – городок из серии удивительно компактных и симпатичных, один из немногих малых городков, выдержанных в едином стиле и удивительно приятных. Чуть-чуть бы ему «лоска» - ну чем не французский Бон или немецкий Гослар… Но постепенно и он, как мне показалось, пробуждается. По правой стороне симпатичные особнячки

хоть и сменяются разрухой


но к чести торожан это чуть ли не единственный разрушенный комплекс в Торжке, на который частные домики левой стороны смотрят с удивленным сожалением

Но вот уходит частная застройка, и появляются отреставрированные домики левой стороны


(а здоровская вывеска, да? Та, которая снизу)

Мусор есть, тут он своеобразен

Сразу за мостом – отреставрированный комплекс гостиницы Тверца, выглядящий несколько ново..

Дальше ряд сильно обновленных домов. С не менее новой вывеской


Но лучше тут смотреть направо…



Напротив монастыря частная застройка, в которой обычные домики соседствуют с «новорусскими», но и тут они не вызывают раздражения.



Купеческое все ж  как-то больше радует глаз…

А этот вид мы давно ждали. Даже поспорили, будут ли на Старовознесенкой леса.

 

Что тут спорить? Стабильность… Я никогда не видел этот храм без лесов.

Торжок оканчивается промышленной зоной, но за очередным поворотом, у моста железной дороги,  очень красивый храм

Еще несколько картинок Тверцы ниже Торжка.

(как вам баньки, а?)

Еще «новорусские» домики, и опять без «крика»

А рядом – новая усадебка с необычной часовней

Внезапно над водой возникает Медное, пройдя которое, у объездного моста трассы Москва – Питер, мы и заканчиваем наш маршрут.





Вторая часть будет называться "Тихий Дон", и она следует...


  • 1

Ух,мужички!

(Анонимно)
Завидки берут!Фотки Бориса,просто поражают воображение!!! ВСЕ В ПРИВАТЕ!Остается только догадываться))))

Re: Ух,мужички!

Да-да-да. Нельзя по ночам ничего выкладывать - такие моменты упускаются. Снял Борька замок, смотрите...

Re: Ух,мужички!

(Анонимно)
Ух как приятно!!! Тут и "Борис" (а не спорное "Г" ;-) какое-то), и "поражают воображение"... Вообщем по многочисленным просьбам (если автор тоже попросил - значит просьбы уже МНОГОЧИСЛЕННЫ!!!) моментально снимаю "приват". Велкам!

Re: Ух,мужички!

"Г" на "Б" заменить?

Удивительно спокойное, точное и гармоничное "историко-геополитическое" описание вылазки! Как будто не меня там просто взрывало от позитива! :)) Я когда фотки удалял после поездки - чуть не плакал, так мне все нравилось и хотелось пережить вылазку еще и еще!!! Но возразить нечего - все очень точно:)) что еще раз доказывает наличие пропастей между глубиной, содержанием и характером восприятия действительности различными индивидами... :)
Ну это я так... Радостно распереживался после прочитанного... Вообщем... Спасибо тебе, Вася!

Этта. Я последнюю фразу вечерком за рюмочкой чего-нить перечитаю, чтоб вникнуть. Не, хорошо вылезли, ты прав.

(Анонимно)
Ну вы мужики, блин, даете - что В., что Б. в 4.30-4.50)))) Поутру вас тока и перечитывать, вникая в суть последних фраз)) А отчет отличный. Может хоть Анька, увидев его, наконец и наши прекрасные плавуче-майские фотки обработает и людям покажет?((
Ваша. И.Ш.)))

1986 - скоро 30 лет как был первый самостоятельный поход по Тверце. И за эти годы "вкуса к жизни" у Тверских обитателей стало значительно прибавилось. А в 80-е и начале 90-х разруха была сильная, и запустение - полное (и в магазинах тоже). Но и магазинов на Тверце почти не было. А те развалины Торжка в 80-е были жилыми "домами" - Шанхай отдыхает.
ЗЫ: "Вкусно" написал.

Я по Тверце до этого не ходил, а вот в Раек, Торжок, Василево - ездили прицельно. Да, так и было. Но, с другой стороны, Торжок даже в разрухе каким-то цельным был. Спасибо Львову.

Да, самое главное. Весь вкус - в ваших с Борькой фотках.

Ну вот. Борьку отругал за приватный доступ - теперь ты свои фотки под замок убрал. Ай-яй-яй.

Свин я, каюсь. Борька виноват, он "закрылся", а я обиделся и решил отомстить. Исправлюсь тематично.

Спасибо. Во-во, кто-то дерется, а у кого-то что-то трещит.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account