Previous Entry Поделиться Next Entry
Индонезийское Кольцо. Жемчужина Первая. Макассар – Тана Тораджа. (Южный Сулавеси)
kvastravel

Жемчужина Первая. Макассар – Тана Тораджа. (Южный Сулавеси).


         Маленький самолетик неизвестной мне марки, принадлежащий авиакомпании со смачным названием SMAC, смачно плюхнулся на неровную полосу аэродрома. Подпрыгнул, плюхнулся вновь и запрыгал по полосе, словно брошенный «лягушкой» в воду плоский камешек, а мы все не могли оторваться от иллюминаторов, пока он не замер. Короткое прощание с пилотами,

и мы в здании маленького провинциального аэропортика селения Rantetaya, что рядом с городком Rantepao, столицей региона Тораджа (Toraja) в центре Южного Сулавеси, здании, стилизованном под традиционное жилище народности тораджа.




Самолетик выгрузил наш единственный чемодан и весело побежал обратно на взлетную полосу, прыгать дальше по деревням Сулавеси. Нам показалось, помахав на прощание крыльями.

Такая работа у этого, единственного в своей «смачной» авиакомпании, самолетика – прыгать по деревням Южного Сулавеси, отвозя туда тех, кто готов заплатить 20 долларов за часовой перелет вместо 8 долларов автобусного билета за 10-12-часовой переезд по горным серпантинам. Ну, это когда у него нет другой работы, например, везти губернатора провинции в столицу, или работать скорой помощью.  Или чиниться.  Поэтому в центральном расписании аэропорта Макассара (у этого города есть второе название, Уджунг Панданг, Ujung Pandang – если не найдете Makassar), столицы острова, его нет.

             А нас встретил худощавый парень, который представился: «Давид». Два дня Давид (David Mendila) будет нашим гидом, так мы решили сегодня утром, у стойки, предлагающей отели, в аэропорту Макассара. Сегодня утром, 11 января 2012, в 11 день нашего путешествия, начиналось новое приключение. Строго говоря, этот этап начался вчера, с вылета утренним рейсом компании «Wings» из столицы острова Флорес, городка Лабуан Баджо, ознаменовавшего окончание этапа предыдущей, Флоресской «жемчужины».

    10 января 2012, Флорес, Индонезия. В здание аэропорта мы приехали впятером – на этапе  жемчужины Явы, на смотровой площадке над Бромо, мы познакомились с путешествующей по тем же местам парой из Зеленограда, Антоном и Дашей; когда наши лодки подошли вместе к «драконьим» островам, мы поняли, что это судьба, а когда мы обнаружили друг друга в соседних номерах одной гостиницы, ничего не оставалось делать, как за ужином обменяться координатами. В который раз поймали себя на мысли, что, сторонясь соотечественников в заграничных  раскрученных туристических местах, радуемся как дети, встречая их в укромных уголках нашего шарика (о как сказал, новое слово в геометрии).  Такие встречи иногда переходят в более длительные отношения: совместная езда по Северной Норвегии с последующим распитием разных напитков в кемпинге на Нордкапе, привела почти уже 4 года назад нас к отношениям с попутчиками, которые продолжаются до сих пор. Впрочем, меняемся и мы, и соотечественники: по этой причине мы перестали уже переходить на другую сторону улицы, заслышав русскую речь.

    Именно тут, во время регистрации на рейс, и проявилась одна из особенностей национального характера индонезийцев – впадание  в ступор при мало-мальски отличном от стандартного распорядке действий. Наш билет Лабуан Баджо – Макассар содержал два сегмента, ЛБ – Бали выполнялся «Wings’ом», а в Балийском Денпасаре следовала часовая пересадка на самолет «Lion Air», билет же покупался сквозной на сайте Lion, да еще и с оплатой российской карточкой, которую тоже нужно было проверить. То ли обилие разнонаправленных действий, то ли еще что-то, привело к повисанию системы регистрации. Не буду описывать ужас в глазах мальчика, в течение получаса пытавшегося нажимать клавишу Enter на компьютере, потом позвавшего старшего, также понажимавшего ту же клавишу, сбегавшего куда-то то с карточкой, то с бланком, то и с тем, и с другим… Выход нашел некий старший начальник, положивший перед глазами мальчика, как образец, посадочный талон предыдущего пассажира и заставивший нарисовать от руки такие же посадочные нам, с соблюдением мест расположения соответствующих надписей. Вручив нам это чудо, он настоятельно порекомендовал обменять их на стойке транзитных пассажиров, на настоящие, для полета дальше. Волновались ли мы? Да нисколько, потому что Индонезия это Азия, а в Азии, как мы уже выяснили, вам не нужно понимать, что с вами происходит; все само собой разрешится, к вашему удовольствию.

    «Wings» на этом маршруте (состоящем, как многие региональные, из цепочки промежуточных остановок)  летает на новеньких ATR-ках,



по расписанию, так что упомянутые во многих отчетах задержки рейсов и плохие самолетики, видимо, остались в прошлом. Как в прошлом остались и полеты на низких высотах, позволяющие прильнуть к окошку с камерой или фотиком. Впрочем, причудливые острова можно рассмотреть и отсюда.

 А в кармашке кресла, вместе с памяткой, что делать в экстремальной ситуации, лежала памятка и о том, что в этой ситуации говорить, и кому,

содержащая  тексты молитв для мусульман, католиков, протестантов, буддистов, индуистов и конфуцианцев (? khonghucu ) .
        Нас взяли под руку еще при сходе с трапа и напомнили, что нам непременно надо получить другие посадочные на транзитной стойке...
     Большой «Lion» летает на больших, но столь же новых Боингах 737-900, и от туристического Денпасара до Макассара каких-то 55 минут пути – отдыхающим на Бали на заметку.
    Нас встретил огромный, просторный и современный, новенький, как с иголочки,  аэропорт Макассара. Решение о том, как добираться до Тана Тораджа мы откладывали до последнего, наверное, надеясь на азиатское чудо. Которое и произошло, когда я раскрыл купленную на пересадке карту Сулавеси. Дело в том, что от Макассара до Сулавеси, несмотря на скромные 300 километров, путеводители предлагают закладывать 10-12 часов  пути, и это чистая правда: мы уже убедились в низких скоростях индонезийского дорожного движения, проехав 400 км по Яве за 12 часов на частной машине, а 140 км по Бали на автобусе за 4. На часах – уже два пополудни, и у нас остаток этого и еще два полных дня на Тораджу. Так вот на карте, аккурат в центре области Тораджа, и был нарисован значок маленького самолетика. Не такого большого, как у Макассара, но все же с крылышками. Поэтому, получив багаж и сдав его тут же в камеру хранения аэропорта (доллар в день за место),  мы вторым делом направились в информационный киоск, где, прикинувшись глупыми белыми туристами из России, задали сакраментальный вопрос:
        – А не летает ли что-нибудь из Макассара в Тана Тораджу?
       – Летает, – невозмутимо ответила девушка в информации, – ищите SMAC Air.  – И она тщательно рассказала, где его искать, добавив в конце: – Только их в офисе наверняка нет. Они там бывают, только когда у них рейс.
       – А когда у них ближайший рейс?
       – Это только они знают. Их нет в нашем расписании, у них какое-то своё. Но вот вам телефон, когда увидите, что офис закрыт, позвоните.

        Телефон я вам обязательно напишу, в справочном разделе. Только, когда проделав все, что нам было предложено информационным киоском, то есть, убедившись в том, что офис безнадежно закрыт, мы его набрали, нам ответили на чистейшем индонезийском, а в ответ на вопрос про «Do you speak English?», просто повесили трубку. Но Азия, Азия! Из соседнего офиса вышел мужчина, представился, не забыв подчеркнуть, что он сотрудник «Air Asia», и предложил помощь. Собственно, так мы и узнали, что рейс завтра утром, билеты стоят по 20 долларов, и они для нас забронированы. Нам нужно только приехать к 8-00 в этот офис.
       – А во сколько мы полетим? В 9? – представитель «Air Asia» отчетливо хмыкнул.
     – Нет, в 9 у них запланирован вылет. А к 8 надо приехать, потому что они тут в восемь будут и выпишут Вам билеты.
    Вот и хорошо. Внезапно образовавшееся время решаем потратить на осмотр Макассара, но сначала проходим по компактному, но очень чистенькому аэропорту. Тут много лавок и магазинчиков, содержащих вполне достойную одежду и другие товары по вполне приемлемым ценам. Так что, если одна из ваших целей – шопинг, а вы в аэропорту Макассара, то можете потратить час времени тут. На большее магазинов не хватит.

      Стойка заказа гостиниц – это то, чем, по нашему мнению, несомненно, стоит пользоваться в Индонезии, если вы не фанаты самостоятельного их поиска. Наш выбор останавливается на отеле «Yasmin» - недорого, чистенько, в пешей доступности от голландского Форта Роттердам; туда мы и направились, плюхнувшись в заказанное тут же на стойке такси. Между делом дядечка, представившийся Yeki, на стойке поинтересовался, не Тана Тораджа ли является нашей целью, а поскольку врать в глаза мы не умеем, засуетился и попробовал предложить нам тур. Всего лишь за… 375 евро. А поскольку врать в глаза мы не умеем, то Yeki сразу повернулся и  пошел в указанном нами направлении, нисколько не расстроившись,  и даже сунув мне в руку клочок бумажки с телефонным номером. Мы тоже не расстроились, а даже улыбнулись ему вслед, положив телефон в кошелек.
      Аэропорт с городом связывает приличное платное шоссе. Не идеальное, но прелесть платных магистралей в Индонезии в том, что на них не пускают мотоциклистов, и те вынуждены двигаться по выделенному им пространству, не претендуя на пространство автомобильное. Скорость движения на этой магистрали была ограничена знаком 60 снизу и 80 сверху, и мы ехали впервые за все одиннадцать индонезийских дней со скоростью 70.

Когда же магистраль превращается в городскую улицу, картинка сразу меняется, давая понять, кто тут на дороге хозяин.

Форт Роттердам – чуть ли и не единственная достопримечательность Макассара,

свидетельство  былой колониальной славы Нидерландов. Направившиеся в 1666 году воевать Макассар голландцы под командованием Спеелмана (Cornelis Janszon Speelman) заняли крепость Уджунг Панданг, а после окончательной победы над султаном Хасануддином, чье имя носят теперь и аэропорт, и авиабаза (укомплектованная, кстати, российскими Су-27 и Су-30), и университет Макассара, сравняли с землей все макасарские крепости, а Уджунг Панданг перестроили и переименовали в Форт Роттердам, в честь родного города адмирала. Видимо, поэтому к голландцам отношение здесь несколько отличается от отношения к другим европейцам (см часть Ява – Бромо). Впрочем, и сами «другие европейцы» вспоминают голландские времена неоднозначно:
         «15 февраля (1883 – прим. kvas) с заходом солнца, подойдя к Макассару бросил за темнотою якорь, на рейд же перешел с рассветом на другой день… Макассар служит резиденциею губернатору южной части острова Целебеса, пункт связанный с Батавией и другими портами Нидерландской Индии двух недельным почтовым пароходным сообщением.
Хотя в Макассаре есть военный хор музыки, но игра наших музыкантов на берегу произвела столь благоприятное впечатление, что губернатор, от имени местного общества, просил меня разрешить музыкантам играть на балу в клубе на другой день, и куда все мы конечно получили приглашение, на что я несомненно охотно согласился.
Бал, при входе губернатора с нами, был открыт гимном «Боже царя храни» и затем голландским. Губернатор Макассара г. Троми постоянно оказывал самое полное гостеприимство и любезность. Корвет «Скобелев» был вторым русским судном, посетившим Макассар, первое было клипер «Абрек» в 1862 г.
(Из Рапорта командующего отрядом судов в Тихом океане контр-адмирала Н. В. Копытова управляющему Морским министерством И. А. Шестакову, Манила, апрель 1883)  И далее:
        «Посетив ныне голландские … колонии в этих водах, все более и более приходится убедиться в трудности, с какою европейцы водворяются в тропических местностях и как мало они извлекают себе пользы из этих громадных и богатейших от природы, принадлежащих им пространств, несмотря на вековые — опыт и обладание. Население бедной от природы Голландии предпочитает свою скудную почву и тяжелые морские промыслы северных морей, являясь в свои колонии, с роскошнейшею растительностью и неисчерпаемыми ресурсами, в самом ничтожном сравнительно числе и то на время, совсем же водворяющихся голландцев крайне мало….европейцы живут временно, но навсегда не водворяются, несмотря на громадные барыши и целые капиталы ими здесь легко наживаемые».
      Еще жестче контр-адмирал писал позже: «Хотя Макассар…чуть не 300 лет в голландском владении, но миль двадцать от города,- и уже жители малайцы, вполне независимые и весьма воинственные. Вообще по всему острову голландцы владеют только несколькими приморскими городами, а остальное принадлежит полудиким малайцам к европейцам весьма враждебным... Голландцы ими занимаются мало, интересуясь только своими гульденами, накопивши которых возвращаются в Европу».
        Увлекся. Ну, тогда еще штрих. Именно на «Скобелеве» шел к берегам Папуа Миклухо-Маклай, а на восторженные отзывы о нем в том же рапорте Копытова Шестакову последний напишет поперек: «Посмотрим, что скажет впоследствии».

      Современный Форт Роттердам…  Нет. Еще о «Скобелеве». Корвет «Скобелев» получил свое название за год до этого, сразу после смерти 39-летнего «Белого генерала», Михаила Дмитриевича Скобелева, русского генерала, чью память чтят теперь освобожденные им болгары, а памятник которому на народные деньги стоял в Москве там, где теперь Юрий Долгорукий. Вот так соприкоснулось наше «Славянское кольцо» с индонезийским, в крепости «форт Роттердам» города Макассар.
       Современный Форт Роттердам, судя по всему, служил до последнего времени индонезийской армии, офицеры которой сидят зачем-то в комнатушке в крепостной стене, жестом просят подойти к ним и протягивают журнал, в который надо записаться. Когда мы заканчиваем, служивые отодвигают от нас журнал и пододвигают коробочку для оказания помощи.
          Форт свежеотреставрирован, но хлам и строительный мусор пока не убран,

и среди мусора иногда встречаются штучки, принадлежавшие, похоже, голландцам.

Лесенка вверх приводит на площадку над крышами как Форта, так и соседних улочек,



не всегда трущобного вида.

Макассарские мечети столь же скромны и неброски, а очертаниями похожи на индуистские строения, как и во всей остальной Индонезии (с некоторыми исключениями).
     Форт обладает музеями, но по причине ремонта часть его экспонатов располагается тут же, в открытых галереях









Нет, пожалуй, последнее фото не из музея, а из ремонта.
Но главный экспонат форта – это… белокурая девчонка Лелька, сфотографироваться с которой бегут, побросав все экспонаты, небелокурые посетители музея.



Перед фортом разбит симпатичный скверик с памятником герою освободительного движения принцу Дипонегоро

просидевшему в тюрьме крепости 27 лет.
    Покинув форт, пытаемся совершить прогулку по примыкающей к нему части старого города,

но индонезийские города вообще, и Макассар в частности, не предназначены для пеших прогулок по причине того, что тротуары тут либо грязны, либо служат прилавками, либо заставлены байками или еще чем-то вело- или мото-, либо отсутствуют вовсе. В Индонезии не принято гулять по улицам, для этого тут есть вело- или мото- рикши (бечаки),

тук-туки или просто такси. Впрочем, и в Макассаре есть вполне себе симпатичные улочки.

Натыкаемся на вереницу лавчонок, продающих «свежевыжатый» (ой. fresh) кокосовый сок, попробовать который мы забыли на Яве, когда попробовали дуриан.



Ничего так. Ну, как наш березовый (fresh).
         11 января. Сулавеси. Макассар – Тана Тораджа. Таксист опоздал на полчаса, невозмутимо так ответив по телефону:
        – Вам же к восьми в аэропорт? Вот я и еду к полвосьмого.
        – А что ж ты, мил человек, нам на 7 – то назначил?
        – Так чтоб Вы не опоздали (вольный перевод с индонезийского английского)
    Контора SMAC’а в аэропорту открыта, выписываются сразу посадочные, деньги наличными кладутся в карман. Теперь на стойку регистрации. Тут же удерживается аэропортовский сбор, но на посадочных не появляется ни номер рейса, ни время вылета.
    – ?, – говорим мы и получаем ответ:
    – Подходите к девяти к выходу 5. Или к 9-30.
    – Так к 9 или 9-30?
    – Лучше к 9. Ну, подождете полчасика…
   Задав для очистки совести вопрос об обратном рейсе, мы заставили служителей серьезно задуматься. Они что-то долго  обсуждали между собой, потом спросили, когда нам нужно край, как быть снова в Макассаре, и зацокали языками. Теоретически успеваете. Но погода… губернатор… технические причины… Впрочем, мы и так уже поняли, что обратно нам все-таки светит 10 или 12 часов ночного автобуса.
Мы уже собрались было уходить в сторону пятого выхода, как нас окликнули. Yeki.
    – Ага, вы летите. Вас может встретить гид прямо в аэропорту в Торадже.
    – Хорошо. Только  не за 300 евро.
    – Это я вам вчера сказал. Это с переездом, гостиницами, питанием.
    – А. А без переезда, гостиницы и питания?
    – С машиной, входными билетами, гидом и подарками родственникам на церемонии похорон?
    – То есть сейчас есть церемония похорон? – я, кажется, забыл в этот момент о вчерашней обиде за 375 евро, – Реальная?
    – Это нельзя поставить для туриста. Церемония либо реальная, либо ее нет. 2 миллиона рупий.
    – Устраивает. Один.
После нескольких итераций приходим к консенсусу. Миллион гиду на месте и 300 тысяч Yeki как посреднику – организатору.
     В конце повествования я буду критиковать свою организацию всей поездки, но не сильно. И чего уж точно мы сделали правильно – это наняли гида здесь и сейчас, в Макассаре, на два дня в Торадже, за 130 примерно долларов, с посещением церемонии. Потом мы познакомимся с Давидом. Потом подружимся, и, прощаясь, он даст мне свой адрес. А я его дам всем, кто, собравшись в Тораджу, попросит его у меня. Уже пожав руки с Yeki, я задал ему вопрос,
            – А что неужели я не нашел бы гида на месте?
      – Нашел бы, – честно ответил он. Если бы до Рантепао добрался. А самолет прилетает в Рантетайо; это деревня. Такси там нет. Там ничего нет…
          В девять мы были у пятого выхода. Это уже за зоной предполетного контроля, у входа в «рукава». Но у «рукавов» находились служащие тех компаний, на рейсы которых шла посадка. В 9-30 я подошел к одному из них. Это был, кажется, служащий Lion Air. Тот пожал плечами. В 10 вместо «львов» были уже служители «Гаруды» - государственной авиакомпании. Те попробовали позвонить в офис, но там никто не брал трубку.
    - Да вы не беспокойтесь, - сказал звонивший, - Вон их самолетик стоит… Но я вдруг чего-то занервничал. Ставка на эту компанию была ва-банк, если по земле, то выезжать нужно было вчера. И я набрал Yeki.
     - Так чего ж ты ждешь? Сходи к стойке, где регистрировался, и спроси. -  Ну вот. Это я, видать, «обиндонезился», элементарное решение не пришло в голову. На стойке девица наводила макияж и не сразу меня заметила.
      - Да, у нас задержка, по технической причине. Ой, я ж не объявила.
Пока я шел обратно к выходу, она и вправду объявила, и о технической причине, и о новом времени – 11-00. А в 10-50 вынырнула откуда-то из толпы, схватила нас за руку и потащила к выходу:
      - Где же вы, лететь пора!
Пока нас, всех семерых пассажиров этого рейса, везли на огромном автобусе к маленькому самолетику, над аэропортом Султана Хасануддина

летали Су-шки авиабазы имени Султана Хасануддина.
Посадка в белый SMAC,

оснащенный вполне по-современному, фото с экипажем,

предвкушение полета

радость от которого слегка смазалась после обнаружения в салоне ящика с инструментами,

кортокий разбег, - и под крылом уже аэропорт Макассар,

и быстро сменяющие домики пригородов

бесконечные рисовые поля





 у самого побережья, пересекаемые паутиной рек, которых тут невероятно много.

Так мы и просидели весь час полета, уткнувшись в иллюминаторы, перебегая от окошка к окошку, от моря к горам, пока те не начали плавно подниматься нам навстречу,

демонстрируя рисовые террасы



и крыши – лодочки, однозначно указывающие на то, что мы уже в стране Тораджа.


Продолжение следует

  • 1
заходите ко мне в блог - там много фото из Индонезии)

Читаю внимательно! Спасибо за подробное изложение. Как будто сама посмотрела!

PS А вот про такой сайт знаешь? http://www.altertravel.ru/ Это, правда, из другой оперы, но может пригодится?

Йолы-палы, но как же круто!

Обожаю именно ТАКИЕ путешествия, ну точно, как ты описываешь: где ничего точно не известно, где все решается на ходу, где нужные люди появляются и исчезают, а самые невероятные события и идеи кардинально меняют траекторию поездки!

Короче, читаю, мучаясь в коликах белой зависти!

Re: Йолы-палы, но как же круто!

Не мучайся. Все-то и делов, купить билет и погрязнуть в текучке,чтоб не хватило времени на остальное.

"Ничего так. Ну, как наш березовый (fresh)." Не шутка?

Пароли-явки в студию! Выдайте плиз координаты Дэвида и телефончик авиа компании.

А еще - какой примерно уровень цен? Такси, гостиница в Макассаре? И вцелом люди говорят на английском на Сулавеси?

  • 1
?

Log in