Previous Entry Поделиться Next Entry
Кавказское кольцо.Пролог (1)
kvastravel

в начало

Пролог. Беглый взгляд на глобус из окна автомобиля.

«Долгий путь десятидневный за три дня закончив вместе

Привезли они в столицу долгожданное известье»

Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре». В переводе Н. Заболоцкого.

.

          Кроме машины, в нашем экипаже еще три девушки. Лелька – самая младшая, ей пока 11, но она участник всех наших поездок. Она ждет меня в Севастополе, она уже накупалась, и ей хочется ехать. Еще она вымахала, поэтому получила разрешение садиться на переднее сиденье, и ей хочется ехать вдвойне. А Ирка и Валюшка (kireeval в ЖЖ. Если вы заметите дальше среди кучи посредственных фотографий пару-тройку хороших – это ее) сидят в Москве до последнего и имеют в руках по два авиабилета каждая, один до Сочи, он куплен давно, а второй до Трабзона, когда стало понятно, что с паромом Сочи – Трабзон ничего не понятно.

          Нашей целью мы избрали Армению, поскольку         «Даже беглый взгляд на глобус позволяет увидеть центральное место, занимаемое Арменией. Эта страна находится почти на равном расстоянии от Мыса Доброй Надежды и Берингова Пролива…». Дэвид Лэнг, «Армяне. Народ-созидатель» (в оригинале – «Armenia. Cradle of civilization»).

Об Армении мы знали достаточно много.Еще бы – бывшая советская республика, страна, живущая сейчас в границах, не включающих в себя ни ее древнейшие территории, ни первые столицы, ни главную святыню – гору Арарат, ни два из трех «морей», на которых господствовали армяне – озёра Ван и Урмия. Еще кое-кто из нас знал армянский коньяк, первую советскую ЭВМ «Наири» (страна Наири, кстати, также лежит вне пределов современной Армении), ужасающее землетрясение 1988 года, Фрунзика Мкртчана и спортивно-концертный комплекс в Ереване, одним из авторов проекта которого является дедушка Вали и Лельки, Виктор Федорович. А поскольку все участники строительства этого комплекса увековечены на барельефе над его входом, то нахождение там изображения дедушки - один из ключевых этапов экспедиции. Впрочем, всему свое время. Но такая предыстория просто требовала, чтобы Армения была пройдена вся, ну, или, по крайней мере, значительная ее часть, включая территории, находящиеся в современной Турции.

Еще одна особенность Армении заключается в том, что это остров. В политическом смысле, поскольку с востока она граничит с Азербайджаном, и частью этой границы является непризнанный Нагорный Карабах, спор вокруг которого стал одним из первых конфликтов распадающегося СССР, и статус этой границы до сих пор определяется не мирным договором, а соглашением о прекращении огня, нарушаемым, впрочем, еженедельно, а с запада - с Турцией, отказавшейся признать геноцид армян начала 20 века. Так что с этих сторон границы Армении закрыты, и остается только северная – с Грузией, да маленький отрезок на юге – с Ираном. Вот и план – Армения в «хронологическом» порядке, сначала древняя, то бишь, турецкая (это будет часть 1), потом современная (часть 2 ), между ними – короткий транзит по Грузии (часть «полтора»), а потом снова неизбежный транзит по Грузии (часть 3), только уже более основательный, с тем, чтобы получить впечатление и об этой стране. Нет, одного грузинского транзита можно было бы избежать, включив взамен транзит Ирана, но я что-то побоялся чрезмерной пограничной чехарды и остановился на двойной Грузии. Вот, собственно, и весь план. Доехать в гордом одиночестве до Севастополя, привезя туда накопившиеся вещи, в том числе и для неучаствующих в поездке, но летящих параллельно на самолете внука и невестки, обменять эти вещи на изнывающую в предвкушении путешествия Лельку, переправиться с ней через Керченский пролив и сесть в Сочи на пресловутый паром «Эрке» до Трабзона, подхватив по пути старших девчонок. А потом, завершив все 3 части путешествия, отправить мамлюка (что, не читали «Полумесяц?» там есть про то, что это совершенно конкретный мамлюк, не из тех, что отстрелили Сфинксу нос) с Лелькой в Крым самолетом, а нам с Валюшкой произвести эпилог – возврат автомобиля по Военно – Грузинской дороге, федералкам «Кавказ» и «Дон», в Москву. Впрочем, я уже тогда понимал, что к планам будет дополнение – со времен посещения Югославии вообще и Косова в частности, у меня появился пунктик – постконфликтные территории. Все это время я не мог понять, почему такие страны, как Югославия и СССР, уж что-что, а стабильность которых особого сомнения не вызывала, рушились с таким грохотом. Понять и оценить «тяжесть ситуации» может тут личное впечатление, составляемое (как всегда, это сугубо личное мое мнение, оговариваю это особенно тщательно) на основе двух параметров. Первое – состояние дел – стабильность, строительство, приоритеты развития, осуществляемые на конфликтной территории «победившей» стороной. По тому, что она делает, понятны мотивы, которыми она руководствовалась в процессе конфликта. Ну, а второе, или все-таки первое – лица и взгляды людей. Вот и Косово стало понятнее. И Приднестровье, хотя этой стороны я в отчете о нем не касался. А тут на нашем пути был Карабах, и я включил его в планы. А еще засела мысль, не вильнуть ли из Владикавказа в Цхинвал, для попытки понимания последнего конфликта. И Грозный всего в 100 километрах в сторону. Впрочем, последние пункты просто засели в голове (еще Беслан там вертелся), и в планы я их не включал. Потому что «Планировать – летать без мотора…» (В. Крупин, «Спасение погибших» ( «Бумага»?)). Если не интересна дальнейшая «езда по глобусу» – можно сразу попасть в Трабзон, где начинается, собственно, плановый маршрут. На бумаге, конечно, если хотите по дороге – читайте дальше.

          Особенно в «полетах без мотора» у нас отличился транспорт. Нас не подвела только наша машинка, все остальные «портачили» без стеснения, напропалую. Причем начали авиакомпании, отменившие или перенесшие все рейсы в Севастополь (Ага, я-то обрадовался, что в Севастопольский Бельбек летают рейсы из Москвы и Киева, накупил билетов и внуку туда, и всем оттуда, и промежуточный из Батуми через Киев девчонкам. Все в сад Симферополь, нечего тут).

продолжение следует

?

Log in

No account? Create an account