Previous Entry Поделиться Next Entry
Реплика на «Страну без Истории»
kvastravel


 

                Собственно, это первый репост в моем ЖЖ. Если вам не безразлична судьба Уходящей Деревянной Истории – прочитайте.

                Совершенно не оппонируя Андрею kopanga , продолжу. Вопросы стоят. Какие могут быть причины того, что происходит, и какие рецепты? (Ну да, ну да. Кто виноват и что делать).

                Я родился в Воронежской области,

в селе с огромной деревянной Введенской церковью, проект которой местная интеллигенция приписывает то Баженову, то Казакову.

Храм уникален тем, что не закрывался (за исключением короткого времени перед Войной).  И всегда был очень ухожен, сверкал великолепием, вплоть до конца 90-х. В моем детстве на праздники к нему тянулись бабульки со всех окрестных деревень, из дальних – приходили накануне служб и оставались ночевать у родных или в ближайших к храму домах,  там крестили (и меня в том числе – прабабка тайком от родителей и бабушки и деда – учителей) и отпевали. Пару лет назад я увидел его наполовину окрашенным. Не хватило краски. Огромный храм теперь топится буржуйкой – отгорожена часть – придел с  небольшим иконостасом, выделенный досками и затянутый пленкой. Не протопить, не отремонтировать. Причина мне показалась необычной, но объясняющей, что происходит. В окрестных деревнях открыли/построили/восстановили церкви. Верующим нет надобности идти в Русановский Введенский за 5 – 10 – 15 км. А в Русаново десяток прихожан. Все. Этот храм обречен на упадок, если к нему относиться, как к культовому сооружению, а не как к памятнику. И получится вот так.


Фото сru_woodarch 

                То же с домами. На etnodrom , который с интересом читаю из-за интереса к Кавказу вообще, было несколько статей о Дагестане, автор(tushisvet ) (тут и тут)

Мысль проста. Люди живут вот в таких домах,

которым тоже за 100 лет, которые тоже памятники, но спят и видят как предел мечтаний квартиру в хруще. Лишь бы тепло, не текло, не дуло, и вода из крана. Это для них не памятник, это убогая трущоба, которую снести нафиг… Как и их ремесло – делать осликов из глины или бежтинские сапожки – способ хоть как-то выжить, а не высокое уходящее искусство. Как Введенский храм – не памятник, а церковь.

 

                Диагноз здорово и коротко поставил   varandej 

"Деревянное зодчество в России исчезает с огромной скоростью. ХХ век уничтожил не менее 90% деревянных храмов. Большое Бабло уничтожает деревянные застройки городов, а нищета - деревянные застройки селений. Главная проблема деревянного зодчества России именно в том, что оно "непрестижно". В понимании миллионов людей, в том числе и тех, кто решает судьбу городов, это не наследие, а трущобы. Единственный способ спасти Деревянную Русь - это научиться ее ценить".

             Не прибавить, не убавить. И в Москве в том числе.

Так что это и делать. Рассказывать всем об этих памятниках. Восстанавливать (или консервировать) своими руками то, что зацепило. Возить туда друзей и знакомых. Если есть местное население, то оно увидит интерес и начнет извлекать из этого доход. Интерес к истории растет, мы это видим отчетливо в Осташево, так что шанс есть. Хотя процесс длительный и, наверное, не один памятник погибнет (как сказал костромской губернатор, их у него гибнет по 300 штук в год – один в день), но другого пути нет. Ну и стучаться, в фонды, бюджеты, особенно там, где население малочисленно, то есть проявлять инициативу самим. А чиновникам нет и не будет до этого дела ровно до тех пор, пока вокруг не будет шума и движения, но стоит ему подняться и превысить критический уровень – заметят и возглавят. И хорошо.

Комменты, пожалуйста, в начальный пост.

 


  • 1
пожалуй, офф-топ.

на тему проживания в деревянных домах, возможно, заинтересует
серия фоторепортажей о томских деревянных домах изнутри
gorod.tomsk.ru/index-1259127352.php#comments
gorod.tomsk.ru/index-1259519148.php
http://chur.gorod.tomsk.ru/index-1261418288.php

и несколько видеосюжетов о них же
http://ctl.tpu.ru/video.php

это так, для неоднозначности проблемы
ну и в качестве реализации варандеевской идеи) деревянную застройку необходимо реабилитировать в обществнном сознании в том числе и в качестве жилья.
между прочим, проекты врде "деревянных городов Северной Европы" начинались именно с пропаганды преимуществ проживания в деревянном доме.

Спасибо! Я у Kopanga написал, что поражает как раз то, что рушатся удивительные памятники, а на их месте возникают новоделы. Причем если в городах это как-то можно объяснить ценой (хотя Ваш комментарий убедительно на это отвечает), то такие вещи, как новодельный храм Петра и Павла на Пинеге в Карпогорах (под старину) мне уж совсем непонятен. А картинку на этот счет,доведенную до абсурда мы имели удовольствие наблюдать в Закарпатье, где стоит золотой новодел в ограде аварийного дубового храма... Варандей (и Копанга) правы - надо людей научить сначала все это ценить.

ну тогда добавим каплю оптимизма
http://chur.gorod.tomsk.ru/index-1277427870.php
аляповато, но, похоже, сейчас без этого никак

Ага. Еще в Архангельске есть Чумбаровка (пр-кт Чумбарова - Лучинского,нет под рукой фоток). Там через раз - раз в сайдинге, раз как надо. Так что есть примеры, что можно... Один домик, кстати, домашняя гостиница (Полина - местный олигарх Крупчак чудил для своей дочери). Так там и внутри стиль выдержан, и неплохо...

Ещё Городец - но это вообще особая статья. Там деревянный город восстанавливают сами жители. Уникальный по россйским меркам случай.
Вот и нужно давать побольше положительных примеров. Если будут одни депрессивные картинки, у людей опустятся руки. Это ведь раскрученный тренд "о нас ничего не зависит и ничего изменить нельзя".

Ещё имеет смысл пропагандировать положительный опыт Европы и США в деле сохранения деревянных зданий. Тронхейм, Раума, Экфьё, Ставангер. Сан-Франциско.

+1. Полностью согласен, и Копанга о том же

по-моему.

И отказаться от слова "уходящий". Оно в себе уже заложит этакую безнадёжную эстетику необратимого естественного процесса)

Принято, но с оговоркой. Деревня-таки постепенно исчезает (цитирую Жигалова - хозяина Погореловского терема, который ему удалось сохранить с 72-го года. Вот источник оптимизма!) И, конечно, потери еще будут, и много - про костромского губернатора я уже говорил (минус памятник в день). Но, опять повторяюсь, если не пытаться, то и не получится. И лучше не смочь, чем не пытаться. С искренней симпатией к Вам. Вот в Томске я еще не был.

Я тут лучше, если позволишь - для того поста совсем не в дугу будет.

Так вот, ты такое молодец, что интересуешься всем этим, сопереживаешь, а главное что-то делаешь! Не знаю, как выразиться поточнее, но я просто склоняю голову, честное слово.

Спасибо тебе, что ты есть такой!

Ща банить начну за неприкрытую лесть. А если серьезно - ты же много ездишь, видишь, как к своей истории в других местах относятся, и не только в развитых (твои записки про Камбоджу ждал с нетерпением, жаль только, букв там маловато..). Ну и у нас начинают.

Я еще не дописала про Камбоджу - пока не успеваю.

Понимаешь, мне кажется, что в "других" местах они деньги на этом зарабатывают, а мы никак.

Кстати, Бангкок со своими культурными ценностями после Камбоджи показался какой-то дешевой новостройкой. Такой свежий взгляд. Очень забавно :)

Оф-топ: вы в этом году катаетесь7

Про Бангкок - это другая сторона медали. Когда много интереса и серьезные деньги зарабатываются - начинается лубок. Интересно твое мнение про Ангкор Ват, я читал в том числе и разочарованные отзывы, что и там много лубочного, и вообще, с расчисткой леса потерялся шарм этого места (вопрос лучше к тебе перенесу, там ответишь). У китайцев так вообще все доведено до гротеска - Лхаса уже не Тибет вовсе, так что истина посредине. Про лыжи не решили еще, м.б. в феврале. Новый Год в Сирии.

В Сирии не была (только в Ливане), наверное интересное что-нибудь придумали! Молодцы!

Кстати, я тоже пока про февраль думаю на тему катания. Если придумаете, свистите - может пересечемся....

  • 1
?

Log in

No account? Create an account